Экономический спад в результате карантинных мер, связанных с коронавирусом, в Великобритании оказался более глубоким, чем в какой-либо другой европейской стране. Падение на 20 % во втором квартале ниже, чем в Испании и Италии, которые также сильно пострадали от вирусного кризиса. Одна из причин состоит в том, что британская экономика сильно зависит от сферы услуг, которая во время карантина была почти полностью парализована. Предприятия общественного питания, розничные магазины и другие сервисные отрасли с конца марта должны были почти полностью закрыться. Лондон, самая большая столица Западной Европы, с населением почти в девять миллионов человек, на который приходится почти пятая часть ВВП, превратился в город-призрак.
Британцы сократили свое потребление до минимума. В то же самое время государство выплатило более пяти миллионам трудящихся, вынужденным уйти в отпуск, то есть четвертой части занятых в частных компаниях, щедрую компенсацию — почти четыре пятых их заработка. Благодаря этому массовых увольнений удалось избежать, рабочие места пока (как минимум на бумаге), сохранены. Компаниям не нужно было в течение трех месяцев вообще ничего платить, теперь они должны сделать небольшие социальные выплаты.
Вопрос, которого боятся все: как долго продлится рецессия? А также: сможет ли государство преодолеть спад? В июне британская экономика несколько оправилась от абсолютного перигея, связанного с коронавирусом. Отложенный спрос дал о себе знать, люди пошли в магазины, офисы стали постепенно открываться. Ожидается, что в третьем квартале оживление конъюнктуры продолжится, хотя и медленно.
Ожидается дефицит бюджета в 320 миллиардов фунтов
Пока экономика движется как с поднятым ручным тормозом, потому что связанные с коронавирусом мероприятия все еще затрудняют деловую активность. В сфере общественного питания и в розничной торговле десятки тысяч предприятий — как малых, так и больших — борются за выживание. Если спрос в третьем и четвертом квартале быстро не восстановится, а новые правила и дальше не дадут возможность вести бизнес более или менее нормально, то многие предприятия будут вынуждены закрыться. Центральный банк ожидает удвоения безработицы с почти 4 до 7,5 процента к концу года.
Дальнейшее продление программы поддержки рабочих мест означало бы, что государство продолжить финансово поддерживать рабочие места, которые после окончания пандемии не удастся сохранить экономическими мерами. Это означает также, что утратившие жизнеспособность структуры будут сохраняться дольше, чем необходимо. Как уже сказал Риши Сунак, самый популярный министр королевства, нельзя давать людям «ложные надежды», что все они вернутся на свои прежние рабочие места. Государство не может искусственно поддерживать большую часть рынка труда. Главные трудности наступят осенью, когда рецессия в полной мере отразится на рынке труда. Но прыжок в суровую реальность неизбежен.