Белоруссия стоит на распутье. Нынешние события закончатся либо масштабными репрессиями, либо мягким переходом власти. Так говорит белорусская журналистка и основательница клуба Press Club Belarus Юлия Слуцкая. Она называет ситуацию «волатильной».
К чему приведут протесты и чем они закончатся, сегодня никто не знает. Но сейчас уже бастуют не только фабричные рабочие. Белорусские дипломаты выражают поддержку демонстрантам. Солидарны с протестующими и журналисты государственных СМИ.
«Информационное пространство изменяется, происходящее сейчас в государственных СМИ имеет большое значение. Раньше они были каналами пропаганды режима, но сейчас, похоже, по крайней мере часть сотрудников не хотят больше играть эту роль», — сказала Юлия Слуцкая Svenska Dagbladet.
Сотрудники режимного телеканала «Беларусь-1» получили от властей разрешение вести трансляции с мест протестов и из тюрем, хотя раньше это было запрещено. В одной из государственных газет сотрудники начали забастовку, после того как режим собрался уволить главного редактора.
«Мы видим, как система власти Лукашенко медленно, но верно разваливается», — говорит Слуцкая.
По словам Слуцкой, появилась информация, что один из государственных телеканалов начал искать журналистов и операторов из России. «Они хотят нанять журналистов из России, чтобы уменьшить риск, что люди начнут бастовать».
Независимые журналисты уже несколько недель спят по четыре часа, изо всех сил освещая происходящее. Трое журналистов по-прежнему сидят в тюрьме. Со многими, в том числе часто с российскими журналистами, жестоко обращаются.
Слуцкая называет это переломным моментом.
«Людей спровоцировало и объединило отношение режима к covid-19, его полное пренебрежение пандемией. Народ понял, что власти не заботит здоровье людей, что они не желают открыть глаза», — говорит Юлия Слуцкая.
В свою очередь это привело к тому, что у Лукашенко вместо его привычной оппозиции появились новые политические противники.
«Новым противникам удалось привлечь к себе совершенно новых избирателей. Именно тогда Лукашенко оказался против народа. Демография сейчас тоже изменилась, молодежь стала проявлять интерес к политике, как и рабочие заводов».
В то же время понятие солидарности обрело новый смысл, рассказывает Юлия Слуцкая. Добровольческие организации следили за подсчетом голосов. Появилась организация, которая помогает попавшим в тюрьму.
«Психотерапевты бесплатно работают с теми, кто подвергся насилию, как и другие врачи-добровольцы. Даже целые компании помогают — например, одна фирма чинит автомобили, поврежденные во время демонстраций».
Svenska Dagbladet: Шведские эксперты, с которыми мы разговаривали, считают, что Россия не допустит свободных выборов в Белоруссии, потому что это подорвет позиции Путина. А вы что об этом думаете?
Юлия Слуцкая: В ситуации, в которой мы сейчас находимся, цена вмешательства России будет очень высока. Важно помнить, что протесты не антироссийские. Если Россия поддержит Лукашенко, люди изменят свое отношение к ней. Но в первую очередь речь сейчас идет о внутренней политике, влияние России переоценивать не следует. Решающий фактор — это белорусский народ, важно не забывать об этом.