Хьюстон — Несколько тысяч датчан — не так уж много для такого города-миллионника, как Хьюстон, расположившегося на территории в 18 раз больше Копенгагена.
К тому же датчане, вероятно, стали еще менее заметны после последнего нефтяного кризиса, который заставил компании закрывать офисы и приспосабливаться к новой экономической действительности.
Тем не менее в одном из крупнейших мегаполисов США датчане весьма преуспевают.
В то время как многие датчане прониклись духом техасских первопроходцев и, например, во время наводнения из-за урагана Харви три года назад участвовали в масштабных добровольческих спасательных операциях, другая группа наших земляков организовала датский клуб. Здесь вас ждут экскурсии, походы, рождественские обеды и ежегодные вечеринки на День конституции с хот-догами, речами и купанием в бассейне.
Церковь норвежских моряков ежегодно предоставляет помещения для датской рождественской службы. Есть там и школа викингов, которая, правда, сейчас собирается лишь по особым случаям — датских семей с детьми становится все меньше. А два года назад внешнеполитическое ведомство Дании также открыло новое генеральное консульство, чтобы укрепить связи с двигателем роста Хьюстоном, где преобладают энергетический сектор и нефть из недр Техаса.
«Это был фантастически удачный способ создать датскую сеть в городе», — говорит Йон Мойелль (John Moyell), один из инициаторов создания клуба.
Он живет в США с 1965 года, а с 1978 года — именно в этой части «солнечного пояса», где занимает руководящую должность в области судоходства.
Растущий разрыв
Однако тенденция последних лет — увеличение пропасти между верхами и низами американского общества, а также политический раскол, — его совсем не устраивает. Как датчанину ему трудно принять тот факт, что людей выгоняют из квартир в разгар пандемии, а кому-то приходится часами стоять в очереди за едой. И это в таком богатом городе, как Хьюстон!
«Это не та Америка, какую я увидел, когда приехал сюда, не та, какой я был очарован. То была чудесная страна с обширным средним классом. Конечно, мне, датчанину, все казалось огромным. Хотя тогда и не было этих исполинских зданий, которые выросли сейчас. Теперь-то она уже не кажется такой большой», — говорит Мойелль, который также задается вопросом, куда пропал здравый смысл в политике.
Крупные Демократическая и Республиканская партии идут каждая своим курсом и больше заняты тем, чтобы «обзывать друг друга идиотами», чем сотрудничеством для борьбы с пандемией, как это делают политики в Европе.
«У нас большая проблема с политикой. На протяжении всего этого кризиса никто не взял на себя руководство. Тенденция такова, что все регулярно впадают в крайности. Поэтому я переживаю за детей и внуков», — рассказывает Мойелль.
Жена запретила ему говорить о политике во время праздничных обедов. «Потому что это всегда заканчивается невесело».
Эти ощущения с ним разделяют и многие другие датчане, живущие в Хьюстоне.
За чашкой кофе с пирожным у повара Сёрена Педерсена (Søren Pedersen) в центральном Хьюстоне трое местных датчан рассказывают, почему ощущают неуверенность из-за политического развития в США.
Авторитарные тенденции
53-летняя Александра Эрнандес-Нёргор (Alexandra Hernández-Nørgaard), ландшафтный дизайнер по профессии, чувствует, что прошлое повторяется. Отец ее бабушки был евреем, и поэтому бабушке пришлось бежать из нацистской Германии. Она поселилась в Венесуэле, откуда Эрнандес-Нёргор позднее пришлось бежать вместе с матерью, когда в 1999 году к власти пришел социалист Уго Чавес. Сейчас она видит, что авторитарные тенденции нарастают и в трамповских США.
«Государственные учреждения в стране хороши лишь настолько, насколько хороши их руководители, и я начала думать о плане Б или В, но куда же в итоге ехать на этот раз?» — рассуждает Эрнандес-Нёргор, председательница Датского клуба Хьюстона.
Она обеспокоена тем, что может произойти, если США окажутся на коленях.
Избиратели с оружием
«Если все выйдет из-под контроля, кто тогда будет противостоять Китаю, России и всем остальным?»
Ханнесу Хоферу (Hannes Hofer) 65 лет, он менеджер проектов в Университете Райса. Он живет в Хьюстоне уже 42 года и был здесь, когда в президенты баллотировался Рональд Рейган, а некоторые демократы грозились уйти, если он выиграет.
На этот раз Ханнес Хофер больше всего опасается реакции вооруженных до зубов сторонников Трампа, если их кандидат проиграет.
«Хотя кандидат в президенты от демократов Джо Байден и очень умерен, я не думаю, что они смогут его принять. Я начинаю думать, что может начаться гражданская война», — говорит Ханнес Хофер, который тем не менее собирается голосовать за Байдена.
Пегги Хёг Грейс (Peggy Høegh Grays) четыре года назад собиралась подать заявление на получение американского гражданства, но передумала, когда Трамп победил на выборах.
«Я не захотела становиться гражданкой страны, где так плохо с рациональностью», — говорит она. По ее ощущениям, лучше с тех пор не стало.
44-летняя датчанка, работающая в области перевозки химикатов, замужем за чернокожим американцем. Благодаря этому у нее открылись глаза на проблему институционализированного расизма в США, против которого в последние месяцы протестуют тысячи демонстрантов в рамках движения «Жизни черных имеют значение».
Однажды, например, ее мужу на машине приказали остановиться на обочине и заковали в наручники за небольшое нарушение правил движения на перекрестке.
«Раньше я этого не видела, потому что сама не попадала в такие ситуации», — говорит Хёг Грейс, которая подумывает вернуться в Данию.
Но сейчас и там правила ужесточили, так что ее мужу будет трудно получить разрешение на работу.