Какой глава государства срочно отправляет жену после тяжелой автомобильной аварии самолетом в Германию за счет одного из немецких банков, а несколько лет спустя позволяет спецслужбам как можно дольше задерживать в стране отравленного лидера оппозиции? Речь о Владимире Путине, его бывшей жене Людмиле и российском борце с коррупцией Алексее Навальном.
Последний борется сейчас за жизнь в берлинской клинике «Шарите». Немецкие врачи исходят из того, что он был отравлен, и мрачно намекают, что этот 44-летний мужчина, ранее совершенно здоровый, никогда не оправится от последствий нападения отравителей.
Уже давно мы взираем на человеческие пороки, связанные с шефом Кремля. Тем не менее и на Западе к нему относились с почтением как к нормальному государственному деятелю. Лишь после демонстративного нарушения международного права, когда Россия аннексировала украинский полуостров Крым, западные государства «Большой семерки» вышвырнули его из своего элитарного круга. В остальном они всегда ограничиваются возгласами возмущения и призывами к доскональному расследованию и наказанию преступников.
И что же, как правило, происходит после политических убийств, кровавый след которых тянется из Москвы и других российских городов в Лондон, Солсбери и Берлин? Заказчиков этих убийств и отравлений никто не ищет, и они остаются безнаказанными. Мало того: предполагаемых убийц Кремль награждает орденами и делает их депутатами Государственной думы.
Путин нагло показывает Западу, что может позволить себе всё. Он может приказать убрать оппозиционеров и перебежчиков везде, где захочет, причем любыми средствами. Все равно, в Москве ли, в Лондоне, Берлине или Томске. При этом в ход идут яды, радиоактивные и нервно-паралитические вещества, запрещенные как во всем мире, так и официально в России. При этом цель — не просто убить противника, а заставить его умирать долгой и мучительной смертью
Одного возмущения больше не достаточно
С Россией нужно разговаривать — так будут вновь заявлять, когда речь пойдет о вопросах международной политики, таких как нормализация обстановки в Сирии и Ливии, или об экономических проблемах. Действительно, непросто изолировать или подвергнуть эффективным санкциям большое государство, играющее важную роль в международной цепочке ценообразования от добычи железной руды до производства автомобилей.
Но просто выражать возмущение, чтобы в очередной раз выставить себя на посмешище перед Россией, которая, помимо прочего, взламывает компьютерные системы бундестага, более не достаточно.
Однако есть санкции, которые, подобно уколам иголки, действительно сделают кое-кому больно. Руководителям органов безопасности России, шефам так называемых силовых министерств, то есть министерств обороны и внутренних дел, могущественным боссам секретных служб и им подобным больше нельзя разрешать приезжать в государства ЕС. Они, а также их родственники и дети, учащиеся на Западе, должны лишиться видов на жительство, а принадлежащую им западную недвижимость следует конфисковать.
Все это меры, которые больно ударят по подручным шефа Кремля, а не по широким слоям населения. Они коснутся тех, кто ведет пропаганду против Запада, а сам владеет виллами на Лазурном берегу, Ривьере, в Лондоне или паспортами Мальты, Кипра, Румынии. Если лишить их возможности спрятаться за границей, а еще лучше — отобрать у них роскошные автомобили и яхты, это станет для них шоком.
Зарабатывающие себе на жизнь тяжелым трудом люди в России увидят, что Запад из благих побуждений нацелился только на отдельных коррумпированных политиков, которых ненавидят и большинство российских граждан. Они увидят, что Запад теперь не просто безобидно облаивает режим, а прекращает заигрывать с Москвой. Это придаст сил и людям в Белоруссии, которые мужественно преодолевают страх перед эскадронами смерти вот уже 26 лет находящегося у власти диктатора Александра Лукашенко, грозящих им расстрелами или смертельными пытками.
Есть еще одно типично немецкое средство для устрашения Москвы. Продвигаемое Берлином строительство российского газопровода «Северный поток — 2» должно быть остановлено на последних метрах.
Стремление к большей независимости от нефти и газа из России обретает сейчас и политическое измерение. С помощью энергетических проектов типа «Северного потока — 2» Россия зарабатывает деньги для финансирования своего аппарата подавления. А уменьшая энергетическую зависимость от Востока, Европа защитит себя и от возможной мести России за новые и более жесткие санкции.