Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Dagbladet (Норвегия): большой сосед России и Китая

Абай Кунанбаев — живое воплощение истории Казахстана. Почитание национального поэта помогает вернуть стране самобытность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для многих казахов присоединение к Советскому Союзу стало травмой. Страна, зажатая между Россией и Китаем, всегда жила под давлением. С одной стороны, советская эпоха принесла в Казахстан цивилизацию, искоренила неграмотность. С другой — советские промышленные эксперименты дорого обошлись, пишет Dagbladet.

Не случайно в наши дни, через 175 лет после рождения великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, Казахстан практически канонизировал его. Для тех, кто строит нацию и пытается повысить культурную самооценку молодой независимой страны в Средней Азии, этот поэт — настоящее воплощение национальной истории. Граница страны с Россией на западе и севере протянулась на 8 тысяч километров, а на востоке Казахстан соседствует с Китаем.

Для многих жителей Казахстана присоединение к Советскому Союзу стало травмой. Советское владычество и политика нанесли вред и культуре, и истории, и языку. Поклоняясь Абаю, люди обрели стержень, который помогает вернуть стране собственную идентичность. Поэтому учения Абая и переживают сейчас ренессанс, а его жизни вновь уделяют большое внимание. Поэт и мыслитель верил, что наука и образование — ключ к успеху нации.

Он считается отцом казахского языка. Это тюрко-татарский язык, который сейчас постепенно превращается из синтетического в аналитический. Уже в наше время выдающимся скандинавским экспертом по тюрко-татарским языкам стал шведский дипломат Гуннар Ярринг (Gunnar Jarring). Но, конечно, больше он прославился как посланник Генерального секретаря ООН на Ближнем Востоке.

Исторически население Казахстана вело кочевой образ жизни. Почти никто не умел писать, и потому жизненно важно было передавать информацию устно. Любой уважающий себя казах мог рассказать историю многих поколений своей семьи. Нельзя не вспомнить, что на Казахстан постоянно оказывали давление Россия и Китай, между которыми он зажат.

Абай Кунанбаев сделал письменный язык важным инструментом сохранения национальной памяти в этой огромной стране, которая была самым большим куском в мягком брюхе Российской империи. Стал он также и борцом за свободу и справедливость. Его роль в культурной истории Казахстана сравнима с ролью Пушкина в России. Лишь в 1919 году россияне восстановили контроль над регионом к югу от границы с Сибирью. Российское православие столкнулось с казахским суннитским исламом.

Советская эпоха — неоднозначное время для Казахстана. С одной стороны, она впустила в страну современность. Безграмотность была искоренена. В домах появилось освещение. Но тот, кто прилетит сегодня в город Актюбинск (или Актобе на казахском) на западе страны, увидит серые останки советских промышленных экспериментов, которые стоили Казахстану очень дорого. На пути к высокогорью на востоке, где на 7000 метров возвышается гора Хан-Тенгри, нередко можно услышать, как водитель вздыхает про «последний советский асфальт», спускаясь в долину с покрытых гравием высоких горных перевалов. Тюремные лагеря в Караганде в 200 километрах к югу от нынешней столицы (которая раньше называлась Астана, а теперь стала Нур-Султаном) следует упоминать наряду с худшими местами Архипелага ГУЛАГ, такими как Воркута, Мордовия, Нижний Тагил и Колыма. А на полигоне в Семипалатинске в рамках испытаний осуществили первый в Союзе ядерный взрыв.

Одно из крупнейших озер в мире — Аральское море — сейчас напоминает сухой вафельный торт, потому что воду из него использовали для орошения плантаций низкокачественного хлопка. Кошмарный план Никиты Хрущева, который хотел отвести 20% воды сибирской реки Оби в пустыни Казахстана для выращивания там пшеницы, обернулся катастрофой. В советский период жизнь была тяжелой и однообразной и в Казахстане, и в других государствах Средней Азии. «И дольше века длится день», — так назвал свой номинированный на Нобелевскую премию роман киргиз Чингиз Айтматов.

Во времена перестройки, в судьбоносный 1989 год, Казахстан одержал победу, добившись, чтобы страну возглавил представитель ее собственного народа. Михаил Горбачев назначил 49-летнего Нурсултана Назарбаева секретарем партии в Алма-Ате. Мы, иностранные корреспонденты, работавшие с Кремлем в перестройку и в годы правления Бориса Ельцина, воспринимали Назарбаева как прогрессивного лидера. Он до последнего поддерживал Горбачева и гласность, был важным участником политического диалога, который привел к мирному роспуску сверхдержавы СССР и после этого сохранял неизменно позитивное отношение к своему соседу на западе.

Нурсултан Назарбаев был сильным лидером Казахстана все время после окончания советской эпохи, и лишь в прошлом году его сменил Касым-Жомарт Токаев. Назарбаев очень хорошо подходил для общества, отмеченного традициями ханства, клановой системы и древней культуры Шелкового пути. Вполне в духе советского времени казахи также создали культ личности вокруг своего президента, который и до сих пор не утратил власти.

С точки зрения Запада, его режим для Средней Азии довольно умеренный. Регион не называют Центральной Азией, потому что это было бы связано с определенными трудностями, учитывая, что поблизости находятся такие страны, как Китай и Индия. Средняя Азия — гораздо более точное географическое понятие.

В посткоммунистические времена Казахстан рассматривают в контексте конфликтов и проблем, имеющихся в регионе. В ходе операции в Афганистане, которую США вели с 2001 года, Киргизия и Казахстан были добровольными партнерами НАТО и Международных сил содействия безопасности, помогая им с логистикой. В важном соседнем государстве Узбекистане коррупция распространена гораздо больше, чем в Казахстане. Да и при сравнении с Туркменистаном на юго-западе хочется отметить, что Казахстан — лучшая из стран не слишком благополучной Средней Азии.

Видя, как Казахстан чествует своего героя, выстраивая национальное государство, критикам следует вспомнить, как начинала этот процесс Норвегия после «400-летней годовщины под властью Дании» в 1814 году. Например, ей потребовалось 99 лет, чтобы дать женщинам право голоса. В 1814 году право голоса было лишь у 7% норвежцев. «Еврейскую статью» в нашей конституции отменили лишь в 1851 году. За это боролся Генрик Вергеланн (Henrik Wergeland). «Детские законы Кастберга» были приняты только в 1915 году: они обеспечили норвежских детей правами по более цивилизованному образцу.

Вспоминая о таком прошлом Норвегии, очень хочется предостеречь тех, кто критикует Казахстан за усилия по строительству национального государства, словами из Библии: «Пусть первый бросит в нее камень…»