Тысячи людей выходят на улицы, требуя отставки президента, многих из них задерживают, Запад осуждает, ближайший союзник Россия говорит о военном вмешательстве при определенных условиях… События в Белоруссии в 2020 году кажутся похожими на Украину 2014 года только поначалу.
Помимо забастовок на преимущественно государственных промышленных предприятиях, отсутствия лидеров и радикально иного способа организации, нынешние протесты имеют яркую отличительную черту — на улицах Минска, Бреста, Гродно, Гомеля и других городов нет флагов Европейского союза.
Для экспертов, с которыми беседует «Дневник», причина очевидна. А Союзу, привыкшему к тому, что его символ олицетворяет стремление к демократии в большинстве стран его периферии — от Северной Македонии и Сербии до Украины — эта деталь бросает ряд необычных вызовов.
Отсутствие флагов можно коротко объяснить тем, что протесты вызваны сочетанием внутренних факторов, не имеющих ничего общего с геополитикой.
«Мне кажется, сам факт наличия вопроса, почему флагов нет, интереснее того, что их нет в действительности» — поделилась Ольга Дриндова, редактор Belarus-Analysen Бременского университета и эксперт по Белоруссии в исследовательском центре Varieties of Democracy Institute в Гётеборге, Швеция. «Почему об этом спрашивают? Мы говорим о внутренней политике, о людях, не доверяющих своему правительству. Если люди хотят, чтобы у них был новый президент, им не нужно думать о России или ЕС, — продолжает она, — они просто устали от государства. Они устали от правительства, от одного и того же президента на протяжении 26 лет, от беспрецедентного насилия после выборов. Они не доверяют Лукашенко — возможно, впервые в истории он действительно не получил большинства голосов. Кроме того, люди не чувствовали себя защищенными во время пандемии».
По ее словам, тема курса развития страны снова будет на повестке дня, когда состоятся новые выборы, и, вероятно, есть основания ожидать некоторую солидарность со стороны европейских стран. Однако в предыдущей кампании основные проблемы Белоруссии были связаны не с «крупными» игроками, а с экономическими и социальными проблемами. Геополитическая картина мира не вызывала интереса даже несмотря на то, что в последние годы Лукашенко неоднократно пытался заигрывать как с европейскими странами, так и с США, а тон в отношении России и возможности создания реального Союзного государства временами был откровенно враждебен. Накануне выборов были арестованы российские наемники, которые, по сообщениям московских СМИ, регулярно ездят через Белоруссию.
«Все без одного»
Ольга Дриндова также указывает на другую причину: в то время как ЕС и Россия предостерегают друг друга от вмешательства в белорусский кризис, а государственные СМИ в Минске говорят об «украинском сценарии», Координационный совет для передачи власти пытается уйти от «геополитического фактора». «Цель [посланий правительства] — разделить общество, как это произошло на Украине» — объясняет Дриндова. Протестующие организуются и координируют свои действия самостоятельно, избегая информации, транслируемой через государственные СМИ, поэтому, считает Дриндова, раскол маловероятен, но «если кто-то из оппозиции скажет, что хочет быть ближе к России и запретить европейские ценности, это приведет к глубокому расколу». Призыв к обратному курсу, т.е. к отдалению от России, может возыметь тот же эффект. Важнее, что «люди объединены вокруг лозунга „все без одного" — все без Лукашенко».
В своем обращении к Европарламенту находящаяся на данный момент в Литве кандидат в президенты от оппозиции Светлана Тихановская предупредила, что необходима революция — но она не про- или антиевропейская, не про- или антироссийская. «Суверенитет» Белоруссии — то, к чему Координационный совет призывает с тем же постоянством, что и правительство.
Однако, по словам политолога профессора Гедминаса Виткуса из Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, едва ли это осознанная тактика протестующих. «Я не думаю, что это особая тактика протестующих. Причина гораздо проще: выбор европейского пути ничего не гарантирует. ЕС вне игры, не на повестке дня. Поднять европейский флаг — все равно что поднять американский или австралийский флаг, никакой разницы».
Диалог с Россией или хотя бы приглашение
Отчасти из-за этой «негеополитической» ситуации Европа идет по тонкому льду.
Вильнюс, где живет профессор Виткус — одна из наиболее активных по белорусскому вопросу европейских столиц. В условиях кризиса маленькая Литва, имеющая с Белоруссией границу протяженностью 679 км, взяла на себя неожиданную роль. «Светлана Тихановская в Литве. Она в безопасности», — сказал как-то утром через несколько дней после начала протестов министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
События в Белоруссии уже давно важны для Литвы. Университет, закрытый Лукашенко, переехал в Вильнюс, город всего в 170 км от Минска. Вильнюс — центр эмигрантов, где давно работают белорусские неправительственные организации. Теперь Вильнюс и Варшава призывают к упрощению правил приема белорусов в ЕС «по гуманитарным причинам». Сразу же после выборов они вместе с Ригой настаивали на формировании твердой позиции ЕС. При этом голос Риги оказывается несколько сильнее польского — в Брюсселе и Берлине на Варшаву смотрят с подозрением из-за ее собственных проблем с верховенством закона. Однако приведет ли ведущая роль Прибалтики по данному вопросу к формированию общего подхода ЕС? В спорах о санкциях против Лукашенко выделяют следующее: с одной стороны, позиции стран ЕС преимущественно «в поддержку протестующих»; с другой стороны, такие страны, как Венгрия, премьер-министр которой несколько месяцев назад встречался с Лукашенко, не захотят заходить так далеко.
«Литва обеспокоена и ведет себя очень активно, ведь речь идет о ближайшем соседе», — говорит Виткус. — Никто не знает, принесет ли деятельность Литвы плоды, однако совершенно очевидно, что без активного вмешательства заинтересованных сторон ЕС не будет проводить никакой политики».
Пять лет назад ЕС снял часть санкций против Белоруссии — тогда с Лукашенко и еще минимум 170 человек сняли санкции (но оружейное эмбарго было продлено). Вчера ЕС обсудил только индивидуальные меры — запрет на поездки и замораживание активов белорусских чиновников — хотя некоторые высокопоставленные дипломаты заявляют, что президент Белоруссии может войти в этот список. С другой стороны, именно страны Прибалтики посчитали, что обсуждаемый список из двадцати человек слишком мал.
Беседа с экспертами состоялась незадолго до объявления так называемого «инструмента давления» на Лукашенко. Оба эксперта единогласно признали, что личные меры здесь не помогут.
«Санкции могут быть только символическими, — сказал Гедиминас Виткус. —Они не окажут прямого воздействия на белорусское руководство. Поскольку Лукашенко не вступает в прямые контакты с ЕС, я думаю, что правильным подходом для ЕС было бы провести переговоры с господином Путиным и попытаться заключить сделку о нейтралитете Белоруссии с взаимными гарантиями».
Где Россия
Однако ЕС должен быть очень осторожным в поиске альтернатив, считает Ольга Дриндова. Если он начнет сотрудничать с внутренними силами или посредничать (чего, по словам канцлера Германии Ангелы Меркель, в настоящее время Лукашенко избегает), «Россию следует по крайней мере пригласить к этому процессу. ЕС не должен создавать у России впечатление, что протесты носят геополитический характер, и ЕС пытается вмешаться… Пока Россия чувствует, что учитываются интересы всех ее соседей, у нее не будет причин для агрессивной реакции».
Но с другой стороны, Россия, возможно, «не заинтересована в поддержке президента, потерявшего легитимность» и поддерживаемого только военными структурами и сектором безопасности, она знает, что белорусское общество не настроено против России, и агрессия привела бы к «потере этой великой мягкой силы в Белоруссии», выраженной в «языке, социальных сетях, истории, культуре, менталитете».
Москва еще больше усложняет игру тогда, когда у ЕС «было бы много возможностей, если бы все страны хотели его посредничества», — говорит Виткус. — У самой России, похоже, нет стратегии. С одной стороны, она всегда поддерживает официальные власти — [свергнутого президента Виктора] Януковича на Украине или [президента] Башара аль-Асада в Сирии. Однако в случае с Белоруссией это сложно, потому что никто в Кремле не верит, что Лукашенко действительно выиграл выборы».
Кроме того, продолжает Виткус, «у белорусского общества и протестующих нет антироссийских настроений». Однако «для России было бы нехорошо просто позволить людям свергнуть диктатора. Это было бы плохим примером для российского общества. Поэтому, пока Путин обдумывает, что делать, у ЕС есть возможность оказать определенное влияние». Между тем Кремль ищет собственное решение, потому что «Лукашенко не очень ценен для России». Кремлю важно «так или иначе сохранять контроль над Белоруссией». Поэтому, по словам Виткуса, ЕС может попытаться договориться о «более свободной форме этого контроля, например, о новой версии финнизации Белоруссии». Это подразумевает режим, при котором одно государство не мешает интересам другого, более могущественного, даже если оно не входит в его блок.
Зависимы или нет
На Балканах ЕС часто обвиняют в том, что он недостаточно делает, несмотря на взятые десятилетия назад обязательства. В Белоруссии «достаточно» звучит иначе — у ЕС много тонких границ, условностей и геополитики, которых люди не хотят.
Старые опросы (в Белоруссии уже 5 лет нет независимой социологии) показывают, что белорусы по-прежнему сильно разобщены в вопросах своего будущего: большинство ценят связь с Россией, некоторые хотели бы войти в ЕС. В отношениях с Минском ЕС всегда имел в виду Москву.
В то же время вчера канцлер Германии Ангела Меркель дала понять, что с точки зрения Берлина протестные движения, подобные белорусскому, «всегда зависят от геополитической ситуации». Объединившимся вокруг того, чего они не хотят, — правительства Лукашенко — протестующим придется столкнуться и считаться с этой тенденцией, чем сейчас и занимается ЕС.