Может, всем странам надо было поступить, как Швеция, и не закрывать общество на карантин? Такой вопрос задали эксперту ВОЗ по covid-19 Дэвиду Набарро (David Nabarro) в радиоинтервью.
«Нуу…» — ответил он. Шведскую систему ухода за пожилыми людьми еще предстоит проанализировать, но некоторые элементы шведской стратегии можно приводить в качестве положительного примера.
«Швеция добилась своих результатов во многом благодаря доверию между властями и населением», — сказал Набарро.
Новая Зеландия очень решительно боролась с коронавирусом нового типа и ввела жесткие ограничения, которые «полностью изгнали вирус из страны», но при этом нанесли большой вред предприятиям и экономике в целом.
После того как инфекция в стране отсутствовала более ста дней, в Окленде все же зарегистрировали четыре новых случая заражения covid-19 из неизвестного источника, что привело к жесткому карантину в городе с примерно 1,6 миллиона жителей.
Сейчас некоторые граждане сомневаются, что разумно вводить такие драконовские меры из-за covid-19, ведь в общем и целом смертность от него довольно низкая, а заболевших в Новой Зеландии было очень мало. Дэвида Набарро, одного из шести специальных посланников ВОЗ по борьбе с пандемией, спросили в интервью на радио о стратегии страны. Возможно, стоило бы вместо этого поступить как Швеция? Она избрала иной путь и сосредоточилась на индивидуальной ответственности граждан.
Сначала Дэвид Набарро похвалил подход Новой Зеландии и сказал, что, введя строгие ограничения, страна взяла ситуацию под контроль, выиграла время и поддержала свою систему здравоохранения.
Однако он согласен, что строгие ограничения пагубны для бизнеса, школьного образования и социальной жизни.
«Что же касается вспышки в Окленде, я понимаю, почему власти ввели ограничения, ведь они не знали, откуда пришла инфекция. К тому же не нужно забывать, что нынешняя ситуация — это следствие распространения болезни две недели назад».
В долгосрочной перспективе миру придется научиться жить со вспышками covid-19 без масштабных карантинов, которые сильно вредят малому бизнесу, а ведь он часто бывает одним из важнейших двигателей экономики страны. Особенно страдают бедные слои населения, которым не дают работать.
Дэвид Набарро считает, что обществам в целом следует выходить с карантина только тогда, когда ситуация уже взята под контроль и есть система, позволяющая ограничивать новые вспышки инфекции.
«Но даже в этом случае может порой потребоваться ограничить свободу передвижения граждан на небольшие сроки», — говорит он.
Хотя Набарро на самом деле не хочет сравнивать стратегии разных стран, поскольку «это не соревнование, а мы должны сотрудничать», шведскую стратегию он все-таки прокомментировал.
«Что касается Швеции, нам еще многое предстоит попытаться понять. У них есть серьезные проблемы с системой ухода за пожилыми людьми. Но для всех стран важно, чтобы граждане своим поведением препятствовали распространению вируса, — сказал он. — Для Швеции ключевым моментом оказалось доверие между руководством и населением. Когда оно есть, добиваешься хороших результатов. Это не значит, что надо прекращать политические дискуссии по поводу необходимых мер, но доверие должно быть, потому что в конечном итоге именно ответственность каждого может позволить нам взять все это под контроль».
Комментарии читателей
Mårten Levin
Это не соревнование, но Швеция все равно скоро точно победит.
Peter Gedin
«Доверие между руководством и населением» принесло в Швеции плоды, говорит «эксперт ВОЗ». То же самое можно сказать о большинстве стран. Я, правда, не понимаю, как все это соотносится с тем, что Швеция оказалась в числе шести-семи стран с самой высокой смертностью от covid-19 на душу населения. Это плохой результат, а все эти высказывания идут с ним вразрез. Это «альтернативные факты», а Dagens Nyheter их хавает.
Miranda Ekström
Peter G «То же самое можно сказать о большинстве стран».
Нет, нельзя. В Швеции действительно уникальное доверие между властями и гражданами (пока — потому что сейчас к нам переезжает куча народу из других стран, где это не так).
Peter Gedin
Ekström, и что, мне сейчас надо спеть национальный гимн?
Eva Holten
Нет, мы не хотим делать как Швеция, чтобы получить 5700 умерших вместо 600, не говоря уже о переболевших, которые еще долго будут страдать от проблем с легкими, — их в Швеции тоже в десять раз больше. Мы гордимся нашим карантином и всем, что мы сделали. Гордимся, что не запираем наших стариков, считая, что и у них есть право на жизнь. Ваша «рациональная» линия привела чуть ли не к самой высокой смертности на душу населения, но в Швеции, похоже, никому и дела нет, что люди умирают. Многие словно ослепли и считают, что дела идут блестяще.
Датские дети прекрасно перенесли карантин — они получили свою долю ответственности и справились с ней. Итальянские студенты в этом году учились лучше, чем когда-либо. Я совершенно не уважаю тех, кто, единожды вцепившись в какую-то стратегию, не желает воспринимать новые факты. Честь и хвала датским эпидемиологам, которые не стали до конца держаться за старые истины о гриппе, а в конце концов усвоили новую информацию и воспользовались ей. Вот на какой результат нужно ориентироваться.
Anders Östman
Это смотря как считать. В Швеции учитывают даже те случаи, когда люди умирают от чего-то другого, хотя болеют в том числе и коронавирусом, и те, когда от covid-19 умирают не в больнице. А в других странах этого не делают. Во многих странах тех, кто умер, болея covid-19, но по другой причине, не включают в статистику. Кроме того, наверное, важнее всего, сравнивая смертность в разных странах и делая выводы, обращать внимание на избыточную смертность. А в Швеции, несмотря на громкие крики пророков судного дня, она не так уж и велика.
Jan Isaksson
Мне кажется странным, что столько стран до сих пор ссылаются на официальную статистику смертности, показывая, как хорошо они справились с пандемией. Если бы Швеция, как Испания или Великобритания, внезапно решила списать пару тысяч умерших, не стали бы мы внезапно самыми успешными борцами с пандемией из всех? А может, нам учитывать лишь половину избыточной смертности, как Нидерланды и США, — хватило ли бы этого для успеха? Если это рецепт триумфа, мы легко можем его добиться, перестав заносить в статистику умерших дома, да и вообще включая туда лишь те случаи, когда есть врачебное свидетельство, что человек умер именно от covid-19. Такой подход, очевидно, прекрасно работает во многих странах.
Anders Östman
Ясное дело, что так называемый эксперт ВОЗ европейского (?) происхождения не может сказать, что карантины были излишни, он будет настаивать на их необходимости. Но шведскую стратегию в первую очередь выделяет то, что она рассчитана на долгий срок. Речь идет о многих месяцах и о терпении, а не о доверии, пусть его такая долгосрочная стратегия и укрепляет.