В этом месяце Украина и Турция запланировали провести очередной раунд переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству, на прошлой неделе состоялся насыщенный визит украинской делегации в Анкару и Стамбул во главе с вице-премьер-министром Олегом Уруским. В Киеве и Анкаре говорят, что двусторонние отношения и в политическом, и в экономическом измерениях находятся на подъеме и имеют хорошие перспективы для развития и наращивания. Среди ключевых сфер — военная промышленность.
О перспективах создания стратегического альянса, сотрудничестве с Турцией в ОПК говорим с вице-премьер-министром — министром по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олегом Уруским.
Турция за 15 лет перешла от полумануфактурного к современному производству
— Олег Семенович, по вашим словам, последний раз вы посещали турецкие предприятия в 2005 году, и сегодня интересно было бы посмотреть на изменения, произошедшие за эти годы. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Поразило многое. Конечно, по сравнению с 2005 годом в Турции произошли значительные изменения. В стране организовано собственное производство беспилотников, современных оптико-электронных систем, налажено совместное производство вертолетов и многое другое. Это результат коллективного стратегического мышления турецких властей. Государством была поставлена задача — найти финансирование для оборонного комплекса, и правительство эти задачи планомерно выполняло и пыталось придерживаться принятых планов и проектов.
Промышленное производство в Турции сегодня отличается высоким уровнем автоматизации по сравнению с полумануфактурным еще 15 лет назад. По многим направлениям внедрены и освоены современные технологические процессы, которые не уступают тем, которые реализованы в передовых странах мира. В то же время турки стремятся максимально одомашнивать производство и интенсивно ищут во всем мире и заимствуют современные технологии, которых не хватает в стране.
Особенно поражают турецкое трудолюбие и стремление к созданию собственного производства.
Украине с ее производственным и научным потенциалом стоит побороться за мировые рынки
— Турецкая модель, в частности относительно управления в оборонной отрасли, может частично лечь в основную новой украинской модели. Есть ли уже идея, что именно хотим реализовать у себя, а что из турецкого опыта точно применять не станем?
— Есть много вещей, которые следовало бы позаимствовать. Так, в Турции реализована идея оборонного производства, в котором как у государственных, так и у частных предприятий равные права и возможности. Кроме того, предусмотрено создание под контролем властей совместных предприятий с иностранным капиталом и технологиями. Привлечение иностранных инвестиций позволяет не только увеличить финансовые вложения в отрасль, но и так же привлечь эксклюзивные технологии, которые принадлежат иностранной компании. Такая политика по-восточному тонкая, однако в то же время по-европейски прагматичная. И приносит свои плоды.
Кроме того, в Турции частный сектор инвестирует в наукоемкие и современные виды вооружения. При этом демонстрируется максимальный результат при минимальных капитальных вложениях. Создаются новые конкурентоспособные образцы. Например, те же беспилотники.
Еще один важный момент. Турки постепенно наращивали свои технологические возможности. При этом начинали с серийного производства отдельных компонентов до известных на весь мир образцов вооружения и постепенно переходили к самостоятельному созданию готовых изделий. Это касается широкого спектра продукции. Один из примеров — участие в производстве запасных частей к американскому истребителю F-35, правда, американцы отказались от их закупки из-за контракта Турции с Россией относительно ЗРС С-400.
Украине тоже стоит побороться за рынок запасных частей в мире, ведь для этого имеется и научный, и производственный потенциал. У нас колоссальный опыт в сферах самолетостроения, кораблестроения, производства бронетехники и средств радиолокации, модернизации вооружения бывшего Советского Союза. Попав в мировую цепочку производителей, мы сможем открыть для себя широкие возможности, которые в итоге будут способствовать развитию собственной технологической базы и самостоятельному созданию современных образцов ВВТ в соответствии с мировыми стандартами.
Еще одна вещь, которую стоило бы реализовать в Украине, — это создание совместных центров по ремонту вооружений в тех странах, которые его используют.
Партнерство с Турцией — это прежде всего совместное производство
— После встречи с президентом Турции вы сказали, что уровень отношений позволяет говорить о создании стратегического альянса в оборонной отрасли. О чем именно идет речь? О совместных предприятиях, ассоциациях отдельных предприятий?
— Стратегический уровень отношений с Турцией, так же, как уровень взаимодействия и понимания друг друга как партнеров, позволяет говорить о том, что мы активно движемся к созданию стратегического альянса. Это будет очередной шаг к углублению наших отношений, к новым взаимовыгодным проектам.
Потенциальный спектр взаимодействия украинских и турецких предприятий достаточно широк. Пока что первым шагом может быть создание совместных предприятий или сотрудничество отдельных компаний наших стран в авиастроении, производстве бронетехники, ракетостроении, радиоэлектронной борьбе, приборостроении (оптико-электроника) и двигателестроении. Здесь мы видим общий интерес у обеих странах, ведь есть возможности взаимодополнять друг друга при создании современных образцов ВВТ.
— Это будет паритетное партнерство и будут ли передаваться технологии?
— О передачи технологий вопрос не стоит. Речь идет о производстве совместного продукта, который будет состоять из компонентов, которые могут быть изготовлены частично в Украине, частично в Турции. Для примера: мы можем выпускать двигатели для беспилотника, а они — шасси. Для минимизации затрат и в дальнейшем конкурентоспособности готового продукта логическим продолжением сотрудничества является создание совместного предприятия.
Сегодня Украина имеет ряд преимуществ для развертывания отдельных производств на своей территории, которое мы максимально будем использовать (научная база, квалифицированный и недорогой трудовой ресурс).
— Уже успешно реализуется проект производства двигателей ГП «Ивченко-Прогресс», которые здесь ставят на БПЛА Akıncı. Каковы дальнейшие совместные шаги в авиастроении?
— Есть ряд интересных направлений взаимодействия между Украиной и Турцией в авиационной отрасли. Среди перспективных — сотрудничество в создании ударного беспилотного истребителя. Это может быть большой проект, в котором есть взаимный интерес. Беспилотный самолет-истребитель может получить доработанный украинский турбореактивный двигатель.
— В свое время МВД Турции интересовалось самолетом Ан-178. Программой визита была запланирована встреча с министром внутренних дел Турции Сулейманом Сойлу, но ее отменили. Означает ли это, что этот проект больше не интересен Турции?
— Совсем нет. Тема с Ан-178 не закрыта. Немного изменился формат взаимодействия. Турецкая сторона до сих пор заинтересована в наших самолетах. Мы обсуждаем возможность дальнейшего сотрудничества по этому направлению, ведь реализация проекта открывает неплохие перспективы как для отечественного производителя, так и для турецкого потребителя.
Создание министерства стратегических отраслей — уже на этапе формирования штатов
— Вопрос относительно развития украинской промышленности… На каком этапе процесс создания Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины на данный момент?
— На данный момент продолжаются организационные процессы относительно соответствующего нормативно-правого урегулирования работы министерства, происходит формирование штатов. В ближайшее время ожидается принятие Положения об основных принципах и приоритетах ведомства. То есть, есть определенные бюрократические процедуры, которые нужно пройти. Трудно сказать точно, когда все вопросы будут урегулированы, однако делаем все, чтобы это было осуществлено в максимально сжатые сроки.
— Планируете ли системную работу с представителями профессиональных ассоциаций тех или иных отраслей?
— Безусловно. В июле 2020 года у меня уже был ряд встреч и рабочих совещаний с участием представителей украинской промышленности, в частности Украинского союза промышленников и предпринимателей, Совета Федерации работодателей Украины, Торгово-промышленной палаты, Лиги оборонных предприятий и других. Формируется соответствующий пакет мер для налаживания эффективного управления отраслями. Со стороны представителей промышленников Украины есть поддержка и готовность к различным перспективным проектам, которые помогут в создании рабочих мест, привлечении инвестиций и в целом развитии экономики.
Вообще, министерство открыто к диалогу как с государственными, так и с частными компаниями, ассоциациями и объединениями производителей.
SPACE-X — пример того, как частники смогли более эффективно использовать финансовый ресурс
— Можете кратко очертить мировые тенденции развития стратегических отраслей в целом и отдельных предприятий в частности?
— Остановлюсь на оборонной промышленности. На мой взгляд, можно выделить ряд общих тенденций в отрасли, а именно — получение доходов от продажи (экспорта) вооружений в качестве приоритета развития производства; минимизацию затрат путем инвестирования в новые типы вооружения и военной техники, которые демонстрируют свою эффективность. Наблюдаем конкуренцию «легкого» вооружения с «тяжелой» техникой. На сегодня видим способность решать эти задачи при минимальных финансовых затратах.
Сегодня многие страны постепенно теряют монополию на разработку и производство стратегических вооружений, допустив к этим процессам частные компании. Нам всем хорошо известен пример американской SpaceX в космической сфере. Частники смогли более эффективно использовать как финансовый ресурс, так и научные исследования. При этом сохранена монополия жесткого контроля как технологий, так и готовой продукции, государство следит за распространением и продажей вооружения.
Количество спецэкспортеров и влияние на нах Укроборонпром нужно уменьшить
— На чем должны сосредоточить внимание, чтобы достигать своих целей?
— У Украины нет времени полагаться на будущую прибыль от производств, создание которых займет несколько лет. Основным направлением сегодня должна быть помощь имеющимся промышленным производствам.
Нужно найти рынки сбыта для тех товаров, которые могут быть сделаны сегодня. Это касается прежде всего завоевания рынков стран третьего мира с целью поддержки нашего производителя, поиска рынков, на которых наша сегодняшняя продукция конкурентоспособна. Это позволит выжить промышленности в нынешних, мягко говоря, непростых условиях.
Необходимо, используя наши преимущества (территориальные и экономические, ситуацию на рынке труда), максимально стимулировать создание производств на нашей территории — от элементарной переработки сырья до возобновления работы предприятий, в том числе за счет государственного заказа. Это позволит аккумулировать ресурс для развития.
Нужно создавать условия для организации производств и привлечения инвесторов как для новых совместных предприятий, так и развития наукоемких технологий. Это позволит развиваться и расти.
Необходимо восстановить экономические связи со странами, которые являются традиционными рынками сбыта продукции оборонно-промышленного комплекса Украины, и были потеряны по разным причинам, в частности из-за давления со стороны конкурентов и организованных коррупционных скандалов вокруг наших спецэкспортеров. В целом, с целью эффективного управления военной и стратегической промышленностью, необходимо уменьшить количество спецэкспортеров, а также ограничить влияние на них со стороны ГК «Укроборонпром».
— По вашему мнению, какое сегодня место Украины в мировой номенклатуре и к чему мы в конечном итоге стремимся?
— Наша страна интересна на мировом рынке вооружения и военной техники. Прежде всего это касается производства бронетехники, авиации, ракетного вооружения, противотанковых комплексов и радиолокационных средств. По меньшей мере, нам нужно сконцентрироваться на развитии этих направлений промышленного производства. В свое время Украина входила в пятерку экспортеров ВВТ в мире. Приоритетом должно стать, как минимум, восстановление своих позиций.