Несмотря на то, что сейчас все взгляды прикованы к Белоруссии, ситуация в Донбассе требует не меньшего внимания. Особенно учитывая продление заседаний на виртуальной минской площадке и вероятность проведения встречи дипломатических советников лидеров «нормандской четверки» двадцать восьмого августа (встреча была отменена — прим. ред.).
Показательно, что на встрече предполагается участие Дмитрия Козака, который еще несколько недель назад разослал скандальное письмо о якобы намерении выйти из «нормандских консультаций» из-за игнорирования российской позиции.
Открытым остается вопрос, что заставило Козака оставаться в переговорном процессе: то ли давление партнеров Украины, то ли успех русской игры на повышение ставок.
Очевидно, что отправной точкой на анонсированной встрече, если такова состоится, станет положительная оценка введенного в действие двадцать седьмого июля режима тишины. Действительно, согласно официальным сообщениям, режим в целом соблюдается и количество потерь среди Вооруженных сил Украины уменьшилось до минимума. Однако, что особенно важно, российская сторона будет представлять этот режим как выполнение своих обязательств в сфере безопасности и делать попытки забросить мяч на украинское поле.
Будем откровенными, благодаря такому формату перемирия, который полностью вписывается в российскую тактику «контролируемой эскалации», Россия, без существенных усилий и гарантий со своей стороны, смогла поднять планку шантажа довольно высоко, играя на предвыборных обещаниях президента Зеленского.
Должны осознать, что без дополнительных мер в сфере безопасности нынешний режим не может быть ни устойчивым, ни длительным. Он будет действовать лишь до тех пор, пока Москва будет чувствовать готовность Киева идти на новые уступки, касающиеся политических вопросов.
В целом логика российских действий вписывается в системные попытки навязать «прямой диалог между Киевом и Донбассом», включая согласование законов, и добиться от Украины как можно более быстрого выполнения политического блока Минских договоренностей без каких-либо дополнительных гарантий безопасности.
Продвижению российской повестки дня способствует и наследие «нормандского саммита», которое Владимир Зеленский привез из Парижа в декабре 2019 года. Его заключительное коммюнике — с невнятной политикой по безопасности и конкретными политическими требованиями к Украине — существенно сужает Киеву пространство для маневрирования.
Будем надеяться, что в поисках решений для проведения Берлинского саммита Банковая не наделает новых ошибок, а слитые в СМИ «хотелки» России не будут освящены согласием руководителя офиса президента Украины, как это уже имело место в марте с так называемым консультативным советом.
А для украинской переговорной команды критически важно не допустить ситуации, при которой политическая целесообразность (в частности, и с точки зрения текущих политических интересов руководства Украины) в ускорении проведения местных выборов в Донбассе заставит закрыть глаза на отсутствие к этому базовых предпосылок безопасности.
В этом контексте стоит обратить внимание на сообщение с полей минской площадки, где руководитель украинской делегации обязался обратиться в Верховную раду относительно возможного пересмотра постановления о назначении местных выборов на Украине, которое прописано в соответствии с законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Учитывая минимальные шансы на его пересмотр, очевидна провокационная сущность вброшенной Россией идеи.
Здесь стоит упомянуть и беспрецедентное вмешательство в работу парламента, и задел на будущее по отмене десятой статьи упомянутого закона, и очередная отговорка для блокирования встреч, и возможность дальше играть на «недоговороспособности» президента Зеленского.
Зато и в дальнейшем необходимо настаивать на получении миссией СММ ОБСЕ постоянного и беспрепятственного доступа к оккупированным районам, включая границу, как это предусмотрено Минскими договоренностями. Стоит напомнить и о дорожной карте, разработка которой предусмотрена Берлинским саммитом 2016 года, которая придала бы последовательности и логичности шагам, которые определены тремя документами «Минска».
Время не только восстановить работу над документом, согласование которого было заблокировано российской стороной в ожидании результатов президентских выборов на Украине, но и включить в проект основные положения о разворачивании усиленного международного присутствия в регионе.
Тем более целесообразность усиления такого присутствия, которое бы заполнило вакуум безопасности и создало условия для дальнейшего урегулирования, нашла определенное понимание и со стороны вицепремьера, первого заместителя главы делегации Украины в ТКГ Алексея Резникова.
В частности, речь идет о выводе всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины, о недопущении незаконного вмешательства в избирательный процесс, в том числе со стороны незаконных вооруженных формирований, а также о полноправном участии в избирательном процессе украинских партий, СМИ, гарантирование свободы предвыборной агитации, обеспечение избирательных прав переселенцев, как и обеспечение прозрачности подсчета голосов, установление итогов голосования и результатов местных выборов и тому подобное.
Хотелось бы верить, что упомянутая статья будет оставаться и в дальнейшем одной из «красных линий» для Банковой.