В период геополитической напряженности между Советским Союзом и Соединенными Штатами эти две страны вели целый ряд опосредованных войн и неустанно боролись друг с другом за превосходство в космической гонке и гонке вооружений на протяжении почти 50 лет. Страхи Советского Союза зародились еще в эпоху Второй мировой войны после того, как президент Гарри Трумэн скрыл от Иосифа Сталина истинную мощь американского ядерного оружия, которое он позже обрушил на японские города Хиросиму и Нагасаки.
В результате Кремль постарался обзавестись таким ядерным арсеналом, который можно было бы противопоставить его новоиспеченным противникам. И то обучающее видео, которое показывали американским школьникам, наглядно демонстрирует, насколько сильно правительство Соединенных Штатов боялось ядерного удара.
Обучающий фильм «Ядерная тревога» («Atomic Alert») был снят компанией Encyclopædia Britannica Films в сотрудничестве с Факультетом естественных наук и Институтом ядерных исследований при Чикагском университете. Цель этого фильма заключалась в том, чтобы рассказать детям об опасности ядерных бомб.
В этом фильме говорится: «Радиоактивные вещества могут использоваться в мирных целях, но нам также известно, что с помощью них можно причинить вред, как в случае с атомными бомбами. Вероятность того, что вы пострадаете от удара атомной бомбы, очень мала, но, поскольку такая вероятность существует, вы должны знать, как себя защитить. Чтобы это понять, нужно знать, как работает атомная бомба. Помимо самого взрыва, есть еще радиоактивное излучение и очень высокая температура. Как можно от них защититься? Бетонные стены помогают задерживать радиоактивное излучение, и любые стены защитят от жара. Любая твердая преграда дает вам определенную защиту — и чем толще она будет, тем лучше. У нас есть система национальной обороны, позволяющая перехватывать врага, и все мы является одной командой, которая помогает другим в случае чрезвычайных ситуаций. Вы часть этой команды, и ваши родители тоже».
Предполагалось, что донести эту информацию до детей было обязанностью школьной администрации, учителей и старших окружных инспекторов. Затем в этом учебном фильме детям объясняют, куда нужно бежать и что нужно делать в случае вражеской атаки, и неважно, где находятся дети в этот момент — одни дома, в школе или на детской площадке. В фильме говорится: «В нашем обществе любой врач, пожарный и полицейский готов вам помочь, если вам это потребуется. Наше общество готово помогать другим. У нас есть национальные органы гражданской обороны и органы в отдельных штатах, и в вашем городе тоже есть штаб по делам гражданской обороны. У нас действует система предупреждения и система обороны. Да, у нас есть оборудование для обеспечения успеха нашей команды, но, как и любая другая команда, она может победить, только если все остальные знают свою задачу и хорошо с ней справляются. Какова ваша задача? Если зазвучала сирена, вы должны найти укрытие, ближайшее к вам укрытие. Не пытайтесь добраться до дома, если ваш дом не является ближайшим к вам укрытием. Не раздумывайте. Просто найдите укрытие. Все находятся в одинаковой ситуации, и даже незнакомые люди вас поймут. Если вы быстро найдете укрытие, это может спасти вам жизнь».
В этом фильме школьникам также рассказывают, как можно забаррикадироваться внутри укрытия, чтобы защититься от радиоактивного излучения:
К счастью, ядерный удар так и не был нанесен, несмотря на несколько крайне напряженных моментов — в том числе Карибский кризис, который многие историки называют моментом, когда мир находился ближе всего к полному уничтожению. В конечном итоге катастрофы удалось миновать — во многом благодаря концепции гарантированного взаимного уничтожения. Есть мнение, что, несмотря на отдельные вспышки враждебности и настоящих конфликтов, полномасштабная война так и не началась, потому что у Советского Союза и Соединенных Штатов было одинаковое оружие массового уничтожения, способное стереть с лица Земли обе эти страны.