После того, как правительство Германии с уверенностью заявило, что лидер российской несистемной оппозиции Навальный потерял сознание, будучи отравленным веществом из группы ядов «Новичок», напряженность в отношениях Москвы и Берлина резко возросла. Сейчас внимание всех наблюдателей приковано к тому, насколько острые санкционные меры может принять в этой связи коллективный Запад. Не исключено, что ситуация может помешать планам Германии по увеличению импорта российского газа.
Запад находится в противостоянии с Россией и по поводу событий в Белоруссии. Хотя Россия признала выборы Лукашенко президентом страны в шестой раз, Германия как важный член ЕС их не приемлет. В дело вмешалась ситуация с Навальным.
2 августа одна из исследовательских лабораторий министерства обороны Германии опубликовала данные о том, что Алексей Навальный был отравлен нервно-паралитическим веществом группы «Новичок», который два года назад был применен в Британии и в отношении бывшего сотрудника российской разведки. В августе во время поездки по России Навальный потерял сознание и после лечения в Омске был переведен в немецкую университетскую клинику «Шарите». 2 августа в ходе пресс-конференции Меркель заявила: «На все эти серьезные вопросы должно ответить правительство России». Она сказала, что Навальный стал объектом покушения на убийство, и в резких выражениях потребовала от России объяснений.
В ответ на эти обвинения Германии пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков также на пресс-конференции заявил: «Мы не думаем, что данная ситуация дает какие-то основания для обсуждения санкций». Тем самым он отверг какие-либо претензии Запада. Песков потребовал от немецкого правительства предоставления российским следственным органам полной информации по тому нервно-паралитическому веществу, которое оно упомянуло.
Центральный вопрос сейчас состоит в том, решится ли Запад на какие-то меры против России, включая санкции. Правительство Германии уже передало соответствующую информацию по инциденту другим странам ЕС и НАТО. Меркель заявляет о готовности «внимательно изучить соответствующие общие действия Запада в ответ на позицию России».
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг осудил нынешнее событие, заявив о том, что использование химического оружия угрожает международному миру и безопасности. Власти ЕС солидаризировались с Германией. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что совершившие это преступление должны ответить по закону.
Со своей стороны, российская сторона настойчиво подчеркивает свою непричастность к инциденту, называя его устами официального представителя МИДа России Марии Захаровой «очередной волной антироссийской информационной войны». В германских СМИ распространилось мнение одного из членов Госдумы о том, что «Новичок» мог быть применен в отношении Навального при его транспортировке в Германию, и, таким образом, это может быть не чем иным, как немецкой провокацией.
Такая твердая позиция России не вызывает особого удивления. В 2018 году британское правительство обвинило в отравлении бывшего русского «двойного шпиона» двух сотрудников российских спецслужб. Тогда несколько западных стран предприняли различные репрессивные меры, в том числе выдворение российских дипломатов. Россия не замедлила с ответом.
В 2019 году в Берлине был убит гражданин Грузии. Тогда германские власти, обвинив Россию в причастности к данному преступлению, выдворили из страны двух работников российского посольства. Однако Россия твердо отрицала любую причастность к этим происшествиям, поэтому ситуация здесь осталась запутанной. Сейчас тоже непонятно: если Россия использовала против Навального тот же яд, что и в 2018 году, то почему она не остановила его транспортировку в Германию?
Представляя собой угрозу для Европы, Россия в то же время имеет глубокие экономические связи с ней, и, прежде всего, с Германией. В этой связи в принципе нельзя исключать возможность того, что Запад не пойдет на слишком жесткие меры в адрес России.
В Германии работы по строительству газопровода «Северный поток — 2» продолжаются. Газ является осью немецкой стратегии энергообеспечения в условиях, когда использование атома и угля в энергогенерации постепенно сходит на нет. США и страны Восточной Европы противодействуют этим планам, опасаясь излишней зависимости Европы от российского газа. Тем не менее работы по строительству газопровода продвигаются по плану.
На пресс-конференции 28 августа канцлер Меркель ясно провела водораздел между строительством «Северного потока — 2» и делом Навального. Но нельзя не отметить, что и в самой Германии есть силы, ставящие под сомнение проект «Северного-потока — 2».