О фактической перезагрузке переговоров о ЗСТ с Турцией в правительстве заявили по результатам разговора между министром экономики Украины Игорем Петрашко и министром торговли Турецкой Республики Рухсар Пекджан. По словам торгового представителя Украины Тараса Качки, украинская сторона получила обновленное тарифное предложение от Турции. «Де-факто это и есть перезагрузка переговоров», — пишет он. Детали этого предложения в правительстве не сообщают. Однако последние события, связанные с защитой Турции в вопросах торговли, позволяют говорить об изменении общего фона переговоров. И не в пользу Украины.
Зеленский попросил, Эрдоган пообещал…
Месяц назад указом президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция повысила уровень импортных пошлин на сто пятнадцать видов товаров. Это не первое применение Турцией дополнительной импортной пошлины в этом году, в частности, весной были применены импортные пошлины к определенным пластмассам, электронным изделиям, изделиям из черной стали, спортивным товарам и оборудованию.
Эта ситуация уже вызвала беспокойство Украины. Причем — на самом высоком уровне. Во время телефонного разговора с Эрдоганом Владимир Зеленский поднял вопрос доступа украинских товаров на турецкий рынок, призвав турецкого коллегу исключить Украину из списка стран, к которым применяются дополнительные пошлины, и придерживаться паритетных условий двусторонней торговли.
И хотя Реджеп Тайип Эрдоган в ответ пообещал немедленно поручить проработать этот вопрос с соответствующими ведомствами Турецкой Республики, быстрого решения этой проблемы ожидать явно не стоит. Ведь такими решениями Турция создает тарифно-правовую базу для защиты внутреннего рынка и усиливает свою позицию в двусторонних переговорах по свободному доступу к рынкам.
Согласно принципу недискриминации, закрепленному в соглашениях ВТО, Турция обязана предоставлять равный доступ к рынку всем государствам-членам организации. Исключение из этого правила — наличие таможенного союза или зоны свободной торговли. Турция имеет таможенный союз с ЕС и ряд соглашений о свободной торговле с другими государствами. Именно поэтому повышение уровня импортной пошлины не касается торговли с этими странами.
Однако Украины среди них нет. Переговоры о ЗСТ между Анкарой и Киевом официально продолжаются, начиная с января 2011 года — почти десять лет. И хотя, согласно официальным сообщениям, стороны уже согласовали около 95 процентов положений будущего соглашения, еще до недавнего времени перспективы завершения переговоров выглядели маловероятными.
Переговоры давно зашли в тупик, поскольку стороны не были готовы идти на существенные уступки. Так означает ли это «новый толчок в переговорах» с Турцией, что Анкара в конце концов согласилась на компромисс? Вряд ли. Особенно — учитывая то, что за последний месяц условия торговли изменились явно не в нашу пользу.
Возможность маневра
Прежде всего, благодаря чему Турция смогла повысить свои пошлины? И не является ли это нарушением условий Всемирной торговой организации? Согласно правилам генерального соглашения по тарифам и торговле, тарифы являются единственным разрешенным способом защиты национальных производителей.
После вступления государство не имеет права повышать ставку пошлины выше установленного уровня без процедуры модернизации таможенных ставок, предусмотренной статьей XXVIII ГАТТ-1994, в соответствии с которой страна-инициатор обязана предоставить компенсацию заинтересованным членам ВТО.
При этом каждое государство само определяет уровень таможенных ставок, главное — чтобы они не превышали максимальный уровень, определенный при вступлении этой страны в ВТО. Если коррекция ставок не нарушает этого требования, страна может внедрять такие изменения по собственному решению и без согласования с другими членами организации.
По этой причине многие страны при вступлении в ВТО стремились иметь определенную разницу между связанной и действующей ставкой пошлины, чтобы иметь возможность их при необходимости повышать.
Среди них — и Турция. А потому нынешнее повышение Анкарой таможенных ставок является вполне легальным.
Очередное повышение уровня пошлины тактически усиливает переговорную позицию Турции, которая и так имела определенный запас для свободы действий и маневра в проведении тарифной политики при переговорах по заключению соглашения о свободной торговле.
Возможности такого маневра для Украины нет, ведь наша страна вступила в ВТО на гораздо худших условиях, чем Турция.
А это значит, что без создания режима свободной торговли Украине будет нелегко получить равноценный доступ к рынку Турции, потому что таможенно-тарифная база сторон, которая является основой для переговоров, существенно отличается.
Чего ожидать Украине?
Что может сделать Украина в такой ситуации? Поскольку мы не имеем правовых возможностей существенно повысить уровень импортной пошлины, то должны максимально использовать возможность применения других видов пошлины: специальной (защитной), антидемпинговой и компенсационной.
Однако такая тарифная защита применяется при определенных условиях, определенных соглашениями ВТО, и при соблюдении определенных процедур расследования, что может длиться от девяти до восемнадцати месяцев. Примером этого может быть недавно, второго сентября этого года, начатое антидемпинговое расследование относительно импорта на Украину цемента из Турции, а также специальное расследование относительно проводов независимо от страны происхождения и экспорта.
Кроме того, не стоит забывать, что Турция является сильным игроком на площадке ВТО, когда речь заходит о защите собственных интересов на внешних рынках. «Европейская правда» уже писала о создании прецедента с введением компенсационных пошлин в связи с применением ЕС защитных мер к металлопродукции.
Поэтому создание зоны свободной торговли не всегда является панацеей в двусторонней торговле.
В таком случае принципиально важным для Украины является предусмотреть в будущем соглашении возможности применения двусторонних защитных мер, если сделка повлечет за собой резкий рост импорта, который может наносить ущерб национальным производителям.
И конечно, не стоит спешить заключать договоренности с Турцией, если они не будут сбалансированы с бизнесом, чтобы окончательно не потерять защиту национальных производителей, которые могут пострадать от открытия рынков.