Для начала нам стоит предупредить уважаемых читателей, что эта публикация не имеет ничего общего с романтикой, а наоборот, подобные настроения развеивает. По мнению ряда экономистов, наши представления о любви мало чем отличаются от законов спроса и предложения, регулирующих рынки, а мировой курс доллара может определить любовь всей вашей жизни. Так как же экономика влияет на наши решения в личной жизни, определяет наши предпочтения, выбор и другие сердечные дела, хотя мы этого совершенно не осознаем? Что такое «сексуальная экономика»?
В психологии гендерная теория строится главным образом на знаниях из двух других областей — биологии, а именно эволюционной психологии, и политических наук. Она заимствует из эволюционной психологии желание иметь потомство и продолжить вид посредством конкуренции за качество потомства. Что касается политических наук, то они рассматривают сексуальное поведение через призму общественной политики, пример чего вы можете найти в феминистских трудах, подчеркивающих доминирование мужчин и виктимизацию женщин. Однако с 2004 года анализ сексуального поведения претерпел изменения, так как исследователи попытались пересмотреть теоретическую базу гендерной теории с точки зрения экономики.
Деньги и секс и их непростые взаимоотношения стали предметом многих исследований в рамках теории сексуальной экономики. Согласно последней, женское сексуальные поведение возникает в контексте взаимной ценности, то есть подлежит обмену на другие вещи, в то время как мужская сексуальная активность определяется иными факторами. Все начинается с доминирующей социальной нормы, согласно которой секс — это то, чем обладают женщины и чего хотят мужчины. Следовательно, согласно этой теории, женщины обладают властью и контролем, поскольку имеют желанный мужчинами «товар».
Авторы опубликованной в середине 2017 года исследовательской работы под названием «Конкуренция за любовь: теория сексуальной экономики и брак» (Competing for love: Applying sexual economics theory to mating contests) сделали вывод, что выбор партнера с экономической точки зрения представляет собой конкурентную борьбу и сделку, в которой женщина выступает продавцом, а мужчина — покупателем. Несмотря на это, основное соперничество происходит не между мужчиной и женщиной, а между лицами одного пола. Продавцы конкурируют с другими продавцами, а покупатели — с покупателями. Часто преследуемая ими цель — произвести на свет качественное потомство.
Согласно статье, теория сексуальной экономики апеллирует к главным характеристикам рынка, поскольку отношения регулируются законами спроса и предложения. Когда спрос превышает предложение, цены растут в пользу продавцов (женщин), но когда предложение превышает спрос, цены снижаются в пользу мужчин. Тем не менее теория сексуальной экономики заключается не в обмене денег на секс, как в проституции, которую можно рассматривать в качестве одной из моделей отношений в этой теории, а с обменом набора ценных благ на секс. Например, женщина заинтересована в получении внимания, любви и обязательств со стороны своего партнера, что также включает предоставление защиты или материальных ценностей в зависимости от ее предпочтений. Что касается мужчин, то они пытаются удовлетворить упомянутые потребности женщин с целью монополизации — получения исключительного доступа к «сексуальным благам» этой женщины, что называется верностью.
В то время как мужчина выбирает женщину на основе ее сексуальной привлекательности и степени предполагаемого удовольствия от секса с ней, женщина выбирает мужчину, судя о наличии у него несексуальных благах. Это, согласно теории, определяет характер конкуренции между представителями одного пола. Потребности женщин заставляют их соревноваться друг с другом в плане сексуальной привлекательности, чтобы привлечь мужчин с высоким потенциалом, в то время как мужчины соревнуются за ресурсы, чтобы привлечь лучших сексуальных партнеров.
Как экономика смотрит на институт брака?
Вы когда-нибудь задумывались, что такое брак с экономической точки зрения? Как гласит новое исследование, на самом деле семейное управление мало чем отличается от корпоративного, так как оба имеют требования, которые необходимо выполнить. Как и деловые партнеры, брачные партнеры обладают взаимодополняющими качествами и навыками, позволяющими им лучше удовлетворять потребности семьи. Это придает браку коммерческий характер: распределяя задачи пропорционально навыкам и способностям каждого партнера, можно успешно управлять семьей, что с экономической точки зрения применимо и к сексу. Секс можно рассматривать как товар или услугу, которые брак предоставляет более эффективно и безопасно, чем незаконный секс-рынок. Предполагается, что этот товар предоставляется без насилия, унижения и перспектив возникновения заболеваний, передающихся половым путем.
Как отмечает Адшаде, люди не встречаются случайным образом, как мы привыкли думать. Напротив, существуют некоторые критерии, которые определяют возможность пересечения человеческих судеб. В 2008 году Адшаде запустила учебный курс в Университете Дэлхаузи в Канаде, чтобы поощрять желание своих студентов изучать экономику. Курс называется «Экономика секса и любви», и в то время эта область знаний еще не была так развита, вследствие чего для создания учебного материала для курса ей пришлось собирать разрозненные исследовательские работы. Впоследствии это побудило Марину Ашдаде написать книгу на эту тему, которая сегодня считается одним из важнейших литературных источников в данной области.
И снова спрос и предложение: уровень образования и секс
По словам экономиста, в современную эпоху уровень образования — один из важнейших факторов, влияющих на нашу личную жизнь. Уровень образования женщин стал намного выше, чем раньше. В то же время в западных странах, например, показатели университетского образования среди мужчин снизились, так как многие из них предпочитают работать после окончания средней школы. Это вынуждает женщин идти на уступки в отношении уровня образования партнера, и это можно проанализировать с помощью законов рынка — когда предложение превышает спрос. «Более высокий уровень образования женщин влияет на рынок брака. Мы обнаруживаем, что многие женщины выбирают мужчин моложе или с более низким уровнем образования», — утверждает Адшаде.
В результате в этих семьях оплата труда женщин выше, чем у мужчин. За этим последовала тенденция, что мужчины стали чаще участвовать в домашнем хозяйстве и воспитании детей, чем раньше. Таким образом, экономика и уровень доходов оказали прямое влияние на распределение задач и обязанностей в семье.
Экономика и образование оказывают большое влияние не только на брак и распределение семейных ролей и обязанностей, но и уровень разводов. Как сообщает эксперт, уровень разводов среди лиц с высокими академическими степенями минимален и достигает 3%, в то время как для тех, кто получил лишь среднее образование, показатель равен 16%. Это тесно связано с экономическими факторами, так как получение лучшего образования способствует более высокому уровню дохода, что в свою очередь влияет на долговечность брака, чего нельзя сказать об отношениях партнеров, страдающих от финансовых трудностей.
«Когда семья испытывает финансовые затруднения, она сталкивается с угрозой банкротства, что увеличивает напряженность между двумя сторонами до такой степени, что брак может распасться», — говорит Адшаде. По словам экономиста, финансовые трудности часто сопровождаются завистью к тем, кто более обеспечен, может покупать лучшую одежду, водить лучшие автомобили и жить в элитном жилье. Другими словами, пока определенный сегмент общества наслаждается финансовым благополучием, те, кому в этом плане повезло меньше, сталкиваются с проблемами.
Хрупкость браков рабочего класса
Авторы работы, опубликованной Институтом семейных исследований (Institute of Family Studies) в 2017 году, утверждают, что браки представителей высших слоев населения Соединенных Штатов основаны на более прочном и стабильном партнерстве, чем браки представителей «рабочего класса». Согласно публикации, исследователи связывают этот вопрос с экономическими и социальными преимуществами, которые возникают в результате заключения брака представителями высшего класса и способствуют более крепким отношениям. Тем временем брачные отношения низших слоев общества можно считать хрупкими, что обусловлено уровнем бедности и экономической нестабильностью.
Предметом исследования является ситуация в Соединенных Штатах. Так, авторы сравнили брачные отношения в 70-х годах прошлого века с теми, что мы наблюдаем в текущем десятилетии, то есть спустя более 50 лет. Как утверждают исследователи, до 1970-х годов в американских семьях не было такого большого классового разделения. Большинство американцев смешивались друг с другом и заключали прочные браки, длившиеся долгие годы. В последующие десятилетия ситуация изменилась: экономическая нестабильность привела к социальному расслоению, а последнее способствовало увеличению числа разводов.
По мнению исследователей, сексуальная раскрепощенность и экономическая нестабильность стали причиной того, что американцы из низших слоев с меньшей вероятностью вступают в брак. Кроме того, современная эпоха стала свидетелем изменения образа жизни американской семьи. Это уже не традиционный образ семейного очага и стабильного дома, так как такие явления, как деторождение, вышли за правовые рамки, а идея брака подменена сожительством.
Более того, исследователи отмечают, что большинство американцев из высшего и среднего классов состоят в браке, в отличие от рабочего класса, поскольку люди с низким социальным статусом предпочитают заменять официальные отношения совместным проживанием. Это демонстрирует влияние социального статуса на форму и состав современных семей. Согласно исследованию, каждый шестой из десяти бедных американцев одинок из-за своей финансовой несостоятельности и отсутствия хорошего образования.
По этим экономическим причинам сексуальные отношения стали свободнее
Столетие назад между женщинами существовало подобие негласного соглашения, которое подразумевало полное воздержание от добрачного секса. За последние годы ситуация изменилась, что касается в первую очередь западных стран. Секс вне института брака больше не подвергается социальной стигматизации. Так что же на самом деле изменилось за 100 лет?
Марина Адшаде утверждает: «Исторически женщины поддерживали самую высокую цену за секс благодаря массовому воздержанию от интимных отношений до замужества, поскольку внебрачная беременность дорого обходилась женскому полу». Это, разумеется, было до того, как противозачаточные средства стали более эффективными и женщины получили возможность обрести финансовую независимость и обеспечивать себя без потребности в мужчине.
Все изменилось после «сексуальной революции» в 70-х годах. Как только женщинам была предоставлена возможность получать образование и доход, им больше не приходилось отказываться от сексуальных отношений. Кроме того, по словам исследователей Роя Баумейстера и Кэтлин Вос (Roy F. Baumeister, Kathleen D. Vohs), каждому стали доступны средства контрацепции. Женщины стали гораздо смелее, предлагая сексуальные отношения вне брака, а финансовая независимость в нынешнюю эпоху дала им возможность самостоятельно обеспечивать ребенка, если они желают иметь детей, или избавиться от нежелательной беременности.
Все эти факторы способствовали изменению правил брачной игры за последнее столетие. Женщины получили возможность (особенно на Западе) демонстрировать свою сексуальность, не подвергаясь социальной стигматизации, они становятся более раскрепощенными и лучше справляются с трудностями, которые часто сопровождают незапланированную беременность. Это в первую очередь вопрос «денег», и на него влияют экономические факторы.
«Подобные изменения происходят постепенно. Сначала население либеральных стран начинает вступать в сексуальные отношения вне брака и не осуждаются обществом, а за ними следует население более консервативных регионов. По мере того как они избавляются от страхов по поводу мнения окружающих, начинают преобладать более либеральные убеждения касательно этих тем», — считает Адшаде.
Несмотря на это, по мнению исследователей, хотя экономическая теория не может объяснить поведение каждого индивида в обществе, она объясняет поведение большинства на основе собранных данных. Осознаем мы это или нет, наши сексуальные отношения, будь то в браке или нет, обусловлены экономическими факторами. Речь идет о реальных предпосылках, а не о том, как люди объясняют свои решения.