Как только несколько недель назад появилась новость о возможном отравлении российского оппозиционного активиста Алексея Навального в Сибири, я тут же сказал себе, что надо ждать очередной (гео)политической «саги» с участием Запада и России, какую в прошлом мы видели уже не раз. Затем на прошлой неделе немецкое правительство заявило, что химики Бундесвера обнаружили в теле Навального (его за это время успели доставить на самолете из России для дальнейшего лечения в берлинскую клинику «Шарите») вещество, которое относится к группе нервно-паралитического яда известного как «Новичок». Тут я крайне удивился. Но меня поразила не сама новость, а полное отсутствие фантазии у немецкого государственного руководства.
Ведь эта история как под копирку списана с британской (гео)политической «саги» 2018 года с бывшим российским шпионом Сергеем Скрипалем и его дочерью Юлией в главной роли. Их тоже якобы отравили пресловутым «Новичком», но в Великобритании.
Сценарий в целом похож и весьма красноречив.
Во-первых, так называемый «Новичок» — это нервно-паралитический боевой яд, который убивает тысячи людей, подвергшихся его воздействию, причем в очень низкой концентрации (кстати, это вещество и создавалось для нанесения большого ущерба неприятелю в условиях войны, как, разумеется, и все остальные). Однако по какой-то причине этот яд стал крайне «неэффективным». И отец, и дочь Скрипали выжили каким-то чудом и сохранили здоровье. После окончания истории они, поменяв имена, покинули Великобританию (по некоторой непроверенной информации, сейчас они проживают в Новой Зеландии, где им гарантирована личная безопасность).
Во-вторых, Алексей Навальный, как и Скрипали, каким-то чудом выжил после отравления «Новичком», и в берлинской клинике его жизни уже ничто не угрожает, как не угрожало и в России (именно поэтому врачи разрешили доставить его на самолете из Омска в Берлин).
В-третьих, для СМИ и общественности, как и в случае Скрипалей, устроили целое представление с мощным психологическим эффектом. Защитные, почти космические костюмы медицинского персонала и защитный пластиковый или стеклянный саркофаг над телом отравленного — все это для того, чтобы люди и помещения не подверглись «заражению».
В-четвертых, и политики (полуофициально и внешне осторожно), и СМИ (при попустительстве политиков совершенно открыто) заранее назначили виновного в отравлении — российское государство. Хотя официальное расследование еще даже не началось, не говоря уже о судебном разбирательстве с четкими доказательствами. Только после него можно выносить приговор и показывать пальцем на виновного. Более того, в истории со Скрипалями судебного процесса, несмотря на огромное внимание СМИ, по какой-то причине так и не было. Зато Лондон и Вашингтон очень быстро ввели антироссийские санкции, которые позднее поддержал и Европейский Союз. Кроме того, некоторые члены ЕС выслали по несколько российских дипломатов.
В-пятых, и Скрипаль, и Навальный — маргинальные фигуры на российской общественной и политической арене. Скрипаль — давно разоблаченный бывший российский разведчик средней руки, которого в свое время завербовали британские спецслужбы, поэтому в России его посадили за шпионаж. Потом в рамках российско-британского обмена агентами его освободили, и он уехал жить в Соединенное Королевство. С другой стороны, Навальный не обычный политик, каким его часто ошибочно преподносят в наших СМИ. Он активист и блогер с выраженной оппозиционной позицией, настроенный против правительства Путина. Я лично имел «честь» послушать Навального и с полной уверенностью могу сказать, что любое правительство хотело бы себе такого «главного оппозиционера». Кроме правильных фраз о «борьбе с коррупцией, непотизмом» и тому подобным, к чему восприимчиво российское общество, как и весь мир, Навальный не в состоянии сказать двух связных предложений или ясно выразить свое мнение о каком бы то ни было важном для страны и мира политическом вопросе. Тут мне вспоминается убитый в Москве в феврале 2015 года, на пике военного конфликта на Украине, Борис Немцов — российский оппозиционный политик, чей рейтинг на момент убийства не превышал пяти процентов. Он не имел никакого мало-мальски значительного влияния на российскую политическую жизнь. Конечно, тогда мир тоже сразу же узнал виноватого. Это Путин и его репрессивный аппарат, которому заняться больше нечем, как только ликвидировать совершенно безобидных для него политиков и активистов, тем самым усложняя себе жизнь в небывало сложных геополитических условиях.
Таким образом, по крайней мере мне странно, почему Германия вступила в этот конфликт с Россией (а речь идет именно об этом — о начале политического конфликта с неизвестными пока последствиями), в котором опять фигурирует «Новичок». Ведь немецкое правительство не могло не понимать, что тем самым вызовет у многих простых людей (не правящих политиков и не СМИ мэйнстрима, которые тут же хватаются за все, что им подносит власть) и у себя, и в мире недоверие и усмешку, о чем я уже писал. Либо Берлин сделал ставку на уже проверенный и надежный британский «рецепт» с «Новичком», либо, возможно, намеренно пожелал спровоцировать хаос и насмешки, чтобы «обезвредить» версию о том, что Кремль отравил Навального, на случай, если кто-то посильнее Берлина раздует новый скандал (а это и произошло) ради собственных и против немецких интересов (об этом далее в статье). Ведь в отличие от Великобритании и ее истории с со Скрипалем и «Новичком», которая ничем не грозила Лондону, Германия из-за истории с Навальным может очень многое потерять!
Только политический слепец или интеллектуально и ментально ограниченный человек не в состоянии отделить «зерна от плевел» в истории с Навальным. Даже если больше ничего не знать и не располагать никакой другой информацией, все равно нетрудно понять, что Москва, пожелай она действительно убить Навального, сделала бы это без всяких проблем, и никто бы ей не помешал. Или, скажем, так: если Путин действительно отравил Навального «вездесущим» «Новичком», разве смог бы тот покинуть Россию, где ему оказали всю медицинскую и организационную помощь, и отправиться туда, где точно установят причины его внезапного приступа в самолете над Сибирью? Да еще и в страну-член Европейского Союза Германию? Больше говорить тут нечего, поскольку ответ напрашивается сам собой. Единственный альтернативный вариант: в Кремле сидят одни дураки, которые ничего не знают и не понимают, и они совершили элементарную ошибку. Хотя, конечно, это не так.
Конечно, свою роль могла сыграть безумная потребность Путина доказать свою готовность сотрудничать с Западом и нормализовать с ним отношения. В этот раз он, вероятно, уверенный, что не российское государство отравило Навального (иначе он страну не покинул бы), позволил перевезти его в Берлин, желая тем самым вновь доказать Западу свою открытость и желание улучшить взаимоотношения. Однако, если все так, то как же Путин, будучи геополитическим гением, признанным даже его самыми ярыми конкурентами на Западе, не разглядел, что его противников на этом самом Западе ни капли не интересует его желание сотрудничать (если бы они хотели, отношения уже нормализовались бы)? Все, чего они хотят, это чтобы Путин отказался от власти по-хорошему или по-плохому и чтобы Россия вернулась «под крыло» Запада (читай США). Тогда она уже не будет играть значительной роли в будущем новом мире, который США создают прямо у нас на глазах.
Вот почему, как я думаю, Путин в данном случае поступил наивно, и ниже я объясню свое мнение подробнее.
1. Реакция Джо Байдена против Трампа из-за истории с Навальным.
2. Возможное обострение немецко-российских отношений с последствиями для завершения российского газопровода «Северный поток —
Во-первых, Джо Байден на следующий день после заявления Германии об отравлении Навального обвинил своего соперника на выборах Дональда Трампа в том, что он не отреагировал на случившееся заявлением. По мнению Байдена, «метод покушения (на Навального) не оставляет сомнений в том, что ответственность лежит на российском государстве». Трамп, как сказал далее Байден, отказывается противостоять Владимиру Путину. «Он (Трамп) еще не осудил нападение на господина Навального. Его молчание — соучастие», — сказал Байден, добавив, что в случае его (Байдена) победы на выборах, он «будет сотрудничать с союзниками и партнерами», чтобы привлечь российскую сторону «к ответственности за преступления». Прямые обвинения России из уст Байдена в момент, когда официальное расследование случившегося с Навальным еще не началось, подтверждают, что тема России (и фигура Владимира Путина) остаются самым мощным рычагом Демократической партии и всех тех, кто за ней стоит на широком «антитрамповском фронте» (начиная с так называемого глубинного государства вплоть до медиа-машины и ее представителей в Европе). Так они «дисциплинируют» Дональда Трампа, что для ЕС крайне опасно. Ведь Байден в ультимативной форме доносит до Брюсселя и главных столиц Европейского Союза, что они избавятся от неудобного Трампа и будут сотрудничать с США по-старому (как до Трампа) только в том случае, если выберут общим врагом Россию! При этом Навальный — только одно из средств для скорейшего введения американских санкций против России, которые ЕС обязан поддержать. Это серьезный вызов для внешней политики Европейского Союза и ее ключевых членов, которые не скрывают желания увидеть Трампа побежденным на выборах. Но факт состоит в том, что Европейский Союз не заинтересован в дальнейшем ухудшении отношений с Россией. Причины ясны: она большой восточный сосед, который оказывает большое влияние на европейскую стабильность и безопасность, а кроме того, служит своеобразным мостом между Европой и Азией. Так что Брюсселю, Берлину и Парижу придется выбирать меньшее из двух зол: Трампа или Байдена. Первый своей внешней политикой давно дал понять, что не позволит Европейскому Союзу ни внешнеполитической, ни энергетической самостоятельности, что для Европы крайне унизительно. Байден на самом деле делает то же самое, но очень тонко. Под прикрытием сотрудничества он старается привязать Евросоюз к США перед лицом общего, «очень опасного врага», то есть России. А это означает не что иное, как продолжение новой холодной войны, которую начала еще администрация Обамы украинским кризисом 2014 года и конфликтом с Россией, разумеется, на европейской территории и с европейскими жертвами.
Второе. История с Навальным уже на следующее утро после заявления Ангелы Меркель о его отравлении вызвала в главных немецких СМИ почти такую же реакцию. Посыпались призывы сурово и побыстрее наказать Россию. Многие на страницах немецкой прессы задавались вопросом, не настало ли наконец время отказаться от «Северного потока — 2»? К этим требованиям СМИ тут же подключились некоторые немецкие политики, и все это очень быстро обрело формы настоящей антироссийской истерии. Стремительность и организованность подобной реакции вряд ли случайна, и ясно, что за ней, весьма вероятно, стоят мощные и невидимые силы и что на самом деле проводится хорошо подготовленная операция. И сейчас это должно обеспокоить Россию, которая за последние годы уже привыкла к разным санкциям «косметического» характера (в отличие от строгих санкций 2014 года из-за украинского кризиса). Ведь упомянутый газопровод не «косметическая» мелочь.
Однако будущее «Северного потока — 2», который немецкое правительство и сама канцлер Ангела Меркель до недавнего времени яро отстаивали как ключевой стратегический немецкий проект, который нужно завершить любой ценой, теперь оказалось под вопросом. Но речь идет не столько о газопроводе, сколько о главной цели атаки, так как американцы, которые категорически против «Северного потока — 2» (и республиканцы, и демократы), если уж берутся за дело, то действуют упорно и систематично. В данном случае «операция Навальный» была устроена кое для чего, что очень важно для США. Я говорю о решающей борьбе между немецкой бизнес- и общественной элитой. Она ведется уже давно, и одна сторона в ней национально ориентирована (они открещиваются от Вашингтона), а другая сторона настроена проамерикански (к ней относится большая часть немецкой армии, которая тесно связана с США через структуры НАТО).
Хотя еще ничего не ясно и трудно что-то прогнозировать, недавние заявления канцлера Ангелы Меркель не отклоняются от линии защиты «Северного потока — 2», хотя ее и трогает печальная судьба Алексея Навального, который стал «жертвенным агнцем» или «мучеником» в жестоких геополитических играх мировых воротил и интриганов, у которых нет ничего святого, кроме собственных интересов.
А уж как они радеют за истину и правду, лучше всего, наверное, подтверждает одно событие, произошедшее не так давно (октябрь 2018 года). Тогда сотрудники саудовских спецслужб зверски убили в генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле журналиста-диссидента и ярого критика королевской власти в Эр-Рияде Джамаля Хашогги (кстати, американского гражданина, который до убийства проживал в США). Его расчленили и растворили в кислоте, после чего, вероятно, сбросили в канализацию самого большого турецкого города. Несмотря на явные доказательства, в том числе предоставленные турецкими следственными органами, того, что это убийство было тщательно спланировано и что следы ведут на самый верх в Эр-Рияде, в итоге саудовское правосудие наказало за это преступление только несколько мелких чиновников и исполнителей. Ни сама Саудовская Аравия, ни ее политическое руководство не понесли за содеянное никакого наказания. Обошлось без международных санкций (или хотя бы отдельных мер, которые ввели бы главные государства Запада). Но таков уж мир, в котором мы живем. Нужно к нему приспособиться, но это не значит, что можно подшучивать над злом, которое рядом с нами, поскольку это делает нас, если говорить словами Байдена, сказанными в адрес Трампа в борьбе за «правду и истину» в истории с Навальным, «соучастниками» зла.