В середине марта 2020 года жители региона Нагорный Карабах, горного анклава на территории Азербайджанской Республик (в сентябре 1988 года регион полностью вышел из под контроля Азербайджана — прим. ред.) и, отправились на избирательные участки в своей де-факто столице Степанакерте, а также других городах и селах. Хотя во время проведения президентских и парламентских выборов власти региона соблюдали все меры безопасности в условиях пандемии коронавируса и выдали избирателям одноразовые перчатки и маски, Азербайджан и мировое сообщество отрицают летигимность этого процесса.
Разумеется, неприятие выборов на международном уровне не связано с опасениями по поводу распространения коронавируса в Нагорном Карабахе. Настоящая причина — правовой статус региона, ставший предметом одного из крупнейших региональных конфликтов. Так, его жители-армяне, объявившие регион независимым в 1991 году, принимают новые меры, чтобы добиться своей конечной цели — объединения с бывшей советской республикой Армения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха разгорелся в 1988 году, когда регион с армянским населением (95% населения) превратился в «шрам» на территории Азербайджанской Республики. Местные жители объявили о правах на эти территории и получили финансовую и военную поддержку от Армении, что являлось причиной столкновений сторон, пока в 1991 году не разразилась настоящая война. В результате боевых действий погибли около 30 тысяч человек и еще сотни тысяч стали беженцами.
К 1993 году Армения установила контроль над Нагорным Карабахом, тем самым оккупировав 20% азербайджанской территории. Хрупкое соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 году благодаря международным усилиям, не смогло предотвратить столкновения между сторонами конфликта. Наиболее ярким примером стала так называемая «трехдневная война» 2016 года, в результате которой в общей сложности погибло более 200 человек.
Недавние шаги Армении положили конец надеждам на нормализацию отношений с Азербайджаном. Провокационным эпизодом стало настойчивое желание премьер-министра Армении Никола Пашиняна принять участие в церемонии инаугурации нового лидера региона, бизнесмена Араика Арутюняна (21 мая 2020 года), одержавшего победу на вышеупомянутых выборах. Дело в том, что инаугурация прошла в городе Шуши, оккупированном армянами в 1992 году, а не в столице — Степанакерте.
Президент Армении, пришедший к власти в середине 2018 года в результате «бархатной революции», не ограничился отправкой своего сына на службу в спорный регион и в марте следующего года попытался изменить принципы переговоров, утвержденных в 1992 году. Последний гвоздь в гроб переговорного процесса он вбил 5 августа, когда посетил спорный регион, что Азербайджан расценил как объявление об аннексии земель соседнего государства в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН.
В последний день марта 2016 года мировые лидеры воспользовались случаем обменяться мнениями, когда собрались на четвертом международном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. Среди участников саммита были президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев, которые, в отличие от своих коллег, избегали обсуждения вопросов, связанных с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Лидер Азербайджана лишь потребовал, чтобы Армения немедленно вывела свои войска из спорного региона.
2 апреля 2016 года, спустя всего несколько часов после завершения саммита, на границе Армении и Азербайджана разгорелись широкомасштабные боевые действия, выходящие за рамки приграничного конфликта. Это было наиболее интенсивное вооруженное противостояние с момента подписания соглашения о прекращении огня в 1994 года. На снимках того времени можно увидеть последствия бомбардировок и вызванных ими пожаров, вынудивших местное население покинуть свои дома: вертолеты, беспилотники, танки и артиллерия использовались в беспрецедентных масштабах вдоль границы двух стран.
Тем временем Россия, чьи системы вооружений были развернуты обеими сторонами, активнее других на мировой арене призывала к завершению боевых действий и соблюдению соглашения о прекращении огня, подписанного в 1994 году. Такая позиция может показаться странной, так как русские продолжают «полным ходом» продавать оружие обеим сторонам, стремящимся изменить баланс сил в свою пользу. Если Азербайджан хочет положить конец армянской «оккупации» региона, то Армения стремится сохранить статус-кво.
Что касается продаж российского оружия, примерно за два месяца до конфликта 2016 года азербайджанцы выступили против российско-армянской сделки, согласно которой Ереван получил кредит в размере 200 миллионов долларов, предназначенный для закупки оружия у Москвы. Так, реализация данной сделки угрожала тактическому превосходству Азербайджана, так как Армения получила новое, недоступное ему вооружение, хотя Москва является главным поставщиком оружия Азербайджану (Баку закупил российское оружие на сумму 4 миллиарда долларов). Речь идет о ПЗРК Игла-С, противотанковых ракетах 9М113М, РПГ-26, снайперских винтовках Драгунова, бронетранспортерах «Тигр».
В таких условиях обилие нефти и газа на азербайджанской территории способствует продолжению гонки вооружений, и это очень выгодно России, поскольку открывает путь для огромных военных сделок. В период с 2004 по 2014 год Азербайджан увеличил свои военные расходы в 40 раз: однажды президент похвастался, что военный бюджет его страны превышает весь бюджет Армении. В свою очередь Армения, обладающая преимуществом благодаря контролю над стратегическими высотами в регионе, не колеблясь, стала близким партнером России, несмотря на сложные экономические условия из-за дефицита ресурсов и последствий закрытых границ с Турцией и Азербайджаном.
Стремление России снабжать оружием обе силы на Южном Кавказе и стать главным его поставщиком объясняется стремлением заполучить рычаги, способствующие усилению военного и политического влияния Москвы в регионе. Она играет большую роль не только в мирном процессе, примером чего служат договоренности после конфликта 2016 года, но и в вооруженном конфликте с целью защиты своих интересов.
В связи с этим Россия не одобряет шаги по развитию военного сотрудничества между Азербайджаном и Западом, осознавая заинтересованность последнего в нефтяных месторождениях в Каспийском море. Как только между армянскими и азербайджанскими силами начались столкновения в отдаленном Товузском районе, у западных государств возникли опасения, что они затронут территории азербайджанских трубопроводов, транспортирующих нефть и газ через Кавказ в Европу. Как известно, последняя стремится к энергетической независимости от российского экспортера. Трубопроводы пролегают недалеко от спорного региона, и любой конфликт на Кавказе разрушит надежды Европы на строительство большего количества трубопроводов и увеличение поставок.
Внимание Анкары также приковано к этому региону, поскольку турецкое руководство в настоящее время заинтересовано в сокращении импорта из России, и Азербайджан, как крупнейший поставщик нефти в Европейский союз, является хорошей альтернативой для Турции в преддверии возобновления газовой сделки между Турцией и Россией в 2021 году.
В середине апреля Башня Атакуле, одна из самых известных туристических достопримечательностей Анкары, привлекла внимание прохожих. На башне здания можно было увидеть проекцию трехцветного азербайджанского флага. Также можно было различить надписи «Один народ, два государства» и «С любовью к Азербайджану». Это стало ответным жестом турецкого руководства на действия азербайджанцев: за два дня до этого Центр Гейдара Алиева в Баку был окрашен в цвета турецкого флага. Так соседи поддержали друг друга в условиях пандемии коронавируса.
Другими словами, Анкара ставит поддержку Азербайджана во главу угла. Очередным доказательством тому стали решительные заявления министра обороны Турции Хулуси Акара после недавнего столкновения вокруг Нагорного Карабаха: «Боль Азербайджана — наша боль. Гибель азербайджанских военных не останется без ответа». Страна с мусульманским большинством и «заклятый враг» армян связаны друг с другом крепкими этническими и политическими связями, что демонстрируется в каждом случае, затрагивающем азербайджанцев.
С начала 1990-х годов в соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве в области обороны азербайджанские военные проходят подготовку в турецких учреждениях, а соглашение о стратегическом партнерстве и взаимной поддержке, подписанное странами в 2010 году, предписывает использование военной силы в случае нападения на одну из сторон. Кроме того, Анкара продолжает ежегодно проводить совместные с Баку военные учения. Речь идет о так называемой «третьей армии», подразделения которой всегда в боевой готовности охраняют восточные границы, помогая силам, размещенным Азербайджаном на границах с Турцией, Ираном и Арменией.
В настоящее время в условиях напряженности между Анкарой и Москвой, возникшей в результате разногласий по различным вопросам, включая сирийское и ливийское досье, все внимание приковано к Нагорному Карабаху как новой арене противостояния сторон. В руках Москвы есть рычаги влияния, позволяющие ей провоцировать Анкару на восточных границах: российские военные могут атаковать большинство турецких вооруженных формирований в Восточной Анатолии.
Вряд ли недавнее обострение азербайджано-армянских противоречий приведет к прямому вмешательству россиян и турок в конфликт, поскольку сейчас они не заинтересованы в появлении нового военного фронта, однако не исключено, что возобновление боевых действий может подтолкнуть к опасному конфликту, напоминающему события в апреле 2016 года, и в этом случае может вспыхнуть региональное противостояние с непосредственным участием Турции и России.