Документальный фильм «Любовь, побеждающая моря и океаны». Создали его российские и японские женщины, объединенные японско-российским проектом «Цветочная дорога. Мост между Японией и Россией».
Съемки фильма были начаты в 2018 году и проходили на островах Оки и городе Мацуэ (преф. Симанэ) в Японии, а также в российском Владивостоке. Завершились они в феврале нынешнего года. Сделано два варианта картины — короткий (30 минут) и длинный (40 минут). Короткий вариант будет представлен на открывающемся в ближайшие дни в Саппоро «15 международном фестивале короткометражных фильмов».
Инициатором создания фильма является россиянка Елена Андреева (45), флористка по профессии. Она живет во Владивостоке и занимается разведением знаменитых пионов из Мацуэ в России и их продажей.
Как рассказывает Елена, ее дед и бабушка после войны жили в Приморье и работали на местной пилораме. Они обучали японских военнопленных, которые были распределены на работу туда же, некоторым ремесленным навыкам, и даже подкармливали их. Японский врач из числа военнопленных спас их старшую дочь, когда она заболела опасной для жизни болезнью. С тех пор дед Елены поддерживал с этим японцем дружеские отношения. Хотя они и не знали языка другу друга, но старались поделиться общим пониманием того, что «на нашей маленькой Земле люди не могут не жить в дружбе».
Рассказы своего деда Елена Андреева слышала с детских пор. «Я очень любила своего дедушку, а он внушал мне уважение и интерес к уважаемым им японцам и Японии». Когда Елена выросла, то через занятия икебаной познакомилась со знаменитыми пионами из города Мацуэ, расположенного на берегу Японского моря, и была очарована ими. В 2010 году она основала проект «Цветочная дорога. Мост между Японией и Россией».
Посещая Японию по делам флористики и своего проекта, Елена узнала о том, что в районе островов Оки и города Мацуэ есть могилы русских военнопленных времен русско-японской войны, попавших в Японию после Цусимского сражения. И была приятно удивлена тем, что некоторые местные жители ухаживают за могилами умерших русских моряков. Так она познакомилась с Такэо Тамаки из поселка Нисиносима, который побывал в советском плену, а также с пожилой Рицуко Исикава (84), которая проживает поблизости от русского кладбища в городке Окиносима.
Наряду с этим Андреева собрала информацию и о могилах японских военнопленных, умерших в Приморье. Она стала участвовать в мероприятиях по их содержанию и жертвовала разводимые пионы на их украшение. На могилы приходили русские, и приезжали японцы. Во время мероприятий Елена рассказывала о русских могилах в Окиносима и Мацуэ. Возникла мысль записать мероприятия и рассказы участников на видео. Поначалу они не были соединены единой линией, но постепенно вырисовался сюжет.
В картине Рицуко Исикава говорит: «Русские моряки попали в Японию издалека. И остались здесь. А ведь у них были родители. Я с радостью ухаживаю за их могилами». Вспоминая о том, как ждал он своего возвращения из советского плена, Тамаки-сан вторит Рицуко: «Покоящиеся здесь русские моряки тоже наверняка рвались к себе на родину». Бабушка Елены Андреевой Мария, старшую дочь которой вылечил японский врач, умерла в марте нынешнего года в возрасте 93 лет. Перед смертью она говорила: «Никакой враждебности по отношению к японцам у нас не было. В конце концов, все люди одинаковы».
Подзаголовком фильма является фраза, которая упоминается в записях о похоронах российских моряков в японской земле. Эта фраза взята из тогдашнего «Учебника нравственности» и звучит так: «Умерших людей границы не разделяют».
Елена Андреева говорит: «Дед с бабушкой учили меня глубоко любить людей и не позволять себе враждебности по отношению к ним. Но молодое поколение ужасов войны не знает и постепенно начинает склоняться в ее пользу. Мне хотелось бы, чтобы зрители нашей картины разделили мудрость моих деда и бабушки».