Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
NHK (Япония): в России обнаружен архив документов, касающихся 60 000 японских военнопленных, составленных перед самым их возвращением на родину после войны

В России обнаружен архив документов, касающихся почти 60 000 японских военнопленных, подготовленных незадолго до их возвращения на родину в конце 40-х – начале 50-х годов. В найденном архиве есть много собственноручно написанных военнопленными заявле-ний, в которых они восхваляют тогдашний Советский Союз. Японские эксперты считают, что советские власти намеренно заставляли военнопленных писать такие признания, ставя перед собой цель расширения антиамериканских сил в Японии в условиях уже начавшейся тогда «холодной войны».

© РИА Новости Галина Санько / Перейти в фотобанкВеликая Отечественная война 1941-1945 годов. Город Харбин, 1945 год. Пленные японцы на улицах города
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Город Харбин, 1945 год. Пленные японцы на улицах города - ИноСМИ, 1920, 05.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России обнаружены документы почти 60 000 японских военнопленных с их «впечатлениями» от советского плена. Многие из них свидетельствуют о тогдашнем лояльном отношении японцев к СССР и русским. NHK называет это результатом «коммунистической пропаганды». А некоторые японские читатели даже требуют от России извинений и компенсаций.

Документы были обнаружены в находящемся в Москве Государственном архиве Российской Федерации. Они имеют отношение к почти 60 000 японским военнопленным, которые попали в советский плен в конце Второй мировой войны и содержались в районе Приморья (всего советскими войсками было пленено 594 тысячи японских офицеров и солдат и 148 генералов — прим. ред.)

Специалисты полагают, что найденные документы датируются периодом с 1946 по 1950 годы и имеют местом своего происхождения специальный пересыльный лагерь в Находке, где японские военнопленные временно находились перед отправкой на родину. Обычно такие документы занимали одну страницу и имели название «Впечатления об СССР». В них военнопленные излагали свои мысли о пребывании в Советском Союзе.

Во многих таких «впечатлениях» содержатся заявления типа: «В Советском Союзе отсутствует национальная рознь между людьми» или «Здесь я приобрел незабываемый ценный жизненный опыт». Таким образом японские военнопленные по существу восхваляли советский социализм.

В то время советские власти проводили в отношении японских военнопленных активную идейно-воспитательную работу, в основе которой лежало разъяснение им превосходства социалистического строя и антиамериканская идеология.

Известный исследователь темы японских военнопленных в России, почетный профессор университета «Наруми» Такэси Томита (является автором большого числа книг и научных работ по истории японско-российских отношений — прим. пер.), так характеризует тогдашнюю ситуацию: «В то время уже вовсю бушевала холодная война, и Советский Союз хотел притянуть к себе Японию в качестве своей сторонницы. В этом контексте главной целью СССР в отношении Японии было увеличить количество людей, которые после возвращения на родину стали бы поддерживать японскую коммунистическую партию, выступать против Америки и усиливать просоветские настроения в японском народе».

Что говорят сами бывшие военнопленные

Среди обнаруженных в российском архиве документов есть и те, которые имеют отношение к проживающему ныне в Токио Ёсихо Исиватари (99). В 1942 году он был мобилизован в японскую армию и попал в Маньчжурию. Накануне окончания Второй мировой войны был взят советскими войсками в плен и отправлен на Дальний Восток. Исиватари-сан провел там около 4 лет, работая на лесозаготовках. Пришлось ему терпеть и холод, и голод.

Однако в своих «впечатлениях», которые ему предложили написать накануне освобождения из плена, господин Исиватари вспомнил об одном запавшем в его душу эпизоде. Однажды по приказу начальства он доставлял к дому аптекаря из своего лагеря — русской женщины по имени Галя — дрова и уголь. Когда Исиватари закончил сгружать их около дома, Галя пригласила его в теплый дом и угостила сладостями и чаем. Кроме того, в этих «впечатлениях» Исиватари содержалась фраза, восхваляющая тогдашний Советский Союз: «В мире не должны существовать капиталистические и фашистские государства. Только в социалистической стране СССР существует справедливый строй, в котором исключена национальная рознь».

Глядя на написанный более 70 лет назад документ, Исиватари-сан не готов утверждать, что это точно его почерк. Однако он с уверенностью говорит: «А вот Галя была точно. Я ее хорошо помню. Она была полненькая, крепкого телосложения. Пригласила меня в дом и угостила вкусной едой».

Что же касается «восхваления» Советского Союза, то Исиватари говорит, что в значительной степени такие заявления японские военнопленные делали под влиянием идеологической обработки, а также в надежде быстрее вернуться на родину из плена. «Я много раз слышал о том, что если проявить к властям лояльность, то можно быстрее возвратиться домой», — говорит Исиватари-сан. Он утверждает, что главным мотивом появления позитивных откликов об СССР являлись все же не симпатии к социализму, а желание поскорее увидеть родину.

Найденные документы были написаны в пересыльном лагере в Находке

Обнаруженные документы были написаны в пересыльном лагере для японских военнопленных, располагавшемся на побережье Японского моря в Находке. Говорят, что подавляющее большинство из почти 60 000 японских военнопленных, смогших вернуться на родину, уплывали в Японию именно из Находки. В настоящее время строения этого пересыльного лагеря не сохранились. Но на вершине близлежащего холма установлен памятник тем японцам, которые умерли, находясь в нем.

79-летний Валерий Черников, который жил в начале 50-х годов в районе расположения японского пересыльного лагеря, хорошо помнит тех японских военнопленных «Они работали на строительстве объектов Находкинского порта. Я помню, как часто они, собравшись в бригаду из нескольких человек, передвигали тяжелые камни. До сих пор в ушах стоят их восклицания „Cэй-но! Ёисё!"» (Раз-два, взяли — прим. пер.).

По словам Черникова, среди японцев были такие, которые научились объясняться по-русски. «Иногда они просили у моей матери хлеб и картошку. А в обмен предлагали всякие ремесленные поделки или самодельные игрушки. Они производили впечатление добропорядочных людей».

Японские ученые: Советский Союз хотел «перетянуть» Японию на свою сторону

Глубоко занимающийся темой японских военнопленных в СССР почетный профессор университета «Наруми» Такэси Томита оценивает действия советских властей, понуждавших японцев писать «впечатления» с восхвалениями Советского Союза, таким образом: «Тогда уже началась холодная война. Советский Союз пытался сделать Японию своей союзницей. Советские власти намеренно заставляли военнопленных писать такие признания, рассчитывая на то, что по возвращении в Японию японские военнопленные будут вступать в коммунистическую партию Японии и увеличивать прослойку просоветских и антиамерикански настроенных сил в стране. Так Советский Союз намеревался любыми средствами усилить в Японии настроения против Америки».

Однако, как считает профессор Томита, многие военнопленных, написавших восхваляющие Советский Союз «впечатления», на самом деле не испытывали симпатии к идеям социализма. Их истинные намерения состояли в том, чтобы, написав перед освобождением из плена такой документ, избежать любых проволочек с отправкой на родину. «Расчет большинства военнопленных был прост: не напишешь положительного «впечатления», можешь еще долго ждать своей очереди на возвращение».

В то же время Томита признает, что среди многих авторов таких «впечатлений» были и такие, кто, испытав в плену тяжелые времена, нередко сталкивался и с помощью, и с душевным отношением со стороны советских людей.

Профессор Томита подчеркивает, что изучение этой темы становится все более трудным в связи с тем, что средний возраст бывших японских военных, прошедших через советский плен, перевалил за 97 лет. В связи с этим обнаруженные материалы представляют несомненный интерес с точки зрения изучения реальных настроений среди японских военнопленных, существовавших в послевоенное время.

Комментарии японских пользователей Twitter

HjulRobotti

Японских военнопленных заставляли писать такие «признания» в условиях начавшейся холодной войны в надежде разжечь антиамериканские настроения в Японии.

wahhahhahha11

Советский Союз превращал сдавшихся в плен японских солдат в рабов, а потом перед их возвращением на родину, заставлял их писать о том, насколько прекрасна страна Советов! Ну что можно сказать в связи с этим? Только сокрушаться!

99WmvG8IwrDqxOl

Да сейчас уже идет Третья мировая война…

yui20110719

Неужели мой двоюродный дедушка, умерший 7 лет назад, тоже такое писал?

ginco_silver

Многие из переживших все это японцев не испытывали никаких симпатий к социализму. Им просто хотелось как можно быстрее вернуться на родину.

Y_Kaneko

Окружающие нас страны все только такие. Как нашей стране выжить в таких условиях?

PES84110260

Какое неожиданное известие. Значит и сейчас законы войны такие же?

pakuchiiipeople

Как мягко и научно это сказано — «изучение реальных настроений среди японских военнопленных, существовавших в послевоенное время». А вы подумали, какой шок испытывали наши соотечественники от всей этой советской «промывки мозгов»?! Поскольку вся эта советская пропаганда была направлена на организацию в Японии социальных волнений, то не пора ли нам потребовать извинений и компенсаций от правопреемницы СССР — России?!

munakatazin

Японских военнопленных рассчитывали использовать для пропаганды коммунизма! И нам нужно это расковыривать в качестве объекта для изучения?!

Dr_Head_TMI

Это важный материал для изучения каждого отдельного случая. Нельзя пренебрегать историей. Нужно помогать людям ею овладевать. Во что превратится любая страна, если она предаст забвению судьбы людей. Так что сохранение этого архива — большая ценность.

sleepin62002082

Вот те на! Россия сохранила огромный архив с материалами на 60 000 японских военнопленных, которые после советского плена возвращались на родину.