Москва — Россия приложила все усилия для разработки вакцины против коронавируса не из-за политического давления, а чтобы дать людям надежду, сказал в эксклюзивном интервью телеканалу «Си-Эн-Эн» (CNN) главный вирусолог страны.
Все остальные работы в НИИЦЭМ имени Гамалеи были приостановлены, и перед учеными и исследователями была поставлена задача — разработать эффективную вакцину, сказал директор Центра Александр Гинцбург.
Благодаря многообещающим результатам вакцина была одобрена еще до начала широкомасштабного испытания на людях, заявил Гинцбург. Это испытание, которое, по мнению экспертов, необходимо провести перед массовым использованием вакцины.
«Благодаря вакцине у людей появился выбор — либо защитить себя, либо играть в рулетку с патогеном: заразишься ты или нет, умрешь или нет?» — сказал он.
Критики по всему миру говорят, что головокружительная скорость разработки этой вакцины указывает на политическое давление со стороны Кремля, который стремится представить Россию как глобальную научную силу. Объявил об одобрении вакцины сам президент Владимир Путин на фоне большого шума на российском государственном телевидении.
И название вакцины — «Спутник V» — напоминает о временах успешного запуска первого космического спутника, осуществленного Советским Союзом несколько десятилетий назад.
Президент России Владимир Путин объявил о создании вакцины во время видеоконференции с правительственными чиновниками.
Но в интервью «Си-Эн-Эн» Гинцбург заявил, что указаний Центру имени Гамалеи Кремль не давал.
«У нас нет прямой связи с Кремлем, он не дает нам никаких приказов, — сказал Гинцбург. — Единственная связь с Кремлем [у нас] — это портрет Владимира Владимировича Путина в моем кабинете», — усмехнулся Гинцбург, имея в виду фотографию молодого Владимира Путина, украшающую его кабинет. По его словам, он получил ее в подарок на день рождения от друзей 14 лет назад.
«Наша задача — изолировать этот патоген и победить его, что мы сейчас и делаем. И, как мы все очень хорошо знаем, победить его можно только с помощью вакцинации».
Московский Центр имени Гамалеи — одна из старейших и наиболее авторитетных в России лабораторий по исследованию вакцин. Но в спешке по созданию вакцины «Спутник V» он пошел в обход обычной научной практики.
«Мы сделали прививки себе и своим сотрудникам. В первую очередь сотрудникам, которые участвуют в разработке этого вакцинного продукта. У меня не так много сотрудников, поэтому я очень ценю каждого работника, — сказал Гинцбург в интервью „Си-Эн-Эн". — Болезнь каждого сотрудника будет тяжелым ударом не только для меня лично, но и для нашего рабочего процесса. Я не мог допустить этого, не мог потерять кого-то из наших сотрудников в результате заражения covid-19».
По данным Университета Джонcа Хопкинса, Россия занимает четвертое в мире место по количеству случаев заболевания коронавирусом, уступая США, Индии и Бразилии. Как показывают данные Университета, по общему числу смертей Россия занимает 12-е место в мире.
Результаты первых испытаний вакцины «Спутник V» на людях были опубликованы в прошлом месяце в журнале «Ланцет» (The Lancet). Важно отметить, что в испытаниях участвовали всего 76 человек. По словам экспертов, этого количества слишком мало, чтобы определить безопасность и эффективность российской вакцины. Но в «Ланцете» написали, что рецензируемые клинические данные были в основном положительными, сообщалось только о легких побочных эффектах, и вакцина действительно вызвала иммунный ответ у участников исследования.
Форсирование Россией темпов утверждения вакцины до начала третьей стадии испытаний на людях и в то время, когда весь мир пытается разработать вакцину, вызвало критику за пределами России. Но Гинцбург, который называет пандемию «войной» и «чрезвычайной ситуацией», сказал, что никаких сомнений и беспокойства он не испытывает.
«Наверное, мы должны спросить родственников тех, кто умер, что бы они предпочли — вакцинировать своих близких препаратом, который продемонстрировал блестящие предварительные результаты и не дал никаких побочных эффектов, или подождать до конца испытаний, когда эти результаты будут подтверждены? Я считаю, что ответ на этот вопрос очевиден», — добавил он.
После многомесячных просьб журналистам «Си-эн-эн» разрешили эксклюзивную экскурсию по лабораториям, где разрабатывалась вакцина.
Исследователи в перчатках и белых халатах работали над вакциной «Спутник V» в зданиях, в которых научные исследования проводятся еще с советских времен.
Руководитель лаборатории Владимир Гущин сказал, что команда использовала свой опыт, а также знания и методы, отработанные при создании вакцин против других заболеваний, чтобы, возможно, получить преимущество над международными фармацевтическими компаниями, также стремящимися создать вакцину от covid-19.
По его словам, крайне важно сосредоточиться исключительно на борьбе с коронавирусом.
«В чем секрет? Я думаю, что секрет заключается в том, что ваша команда действительно увлечена, сосредоточена на этом процессе. Во многих фармацевтических фирмах у вас есть различные проекты, в которых вы участвуете. Но здесь (мы) сосредоточены на этой особой задаче, люди готовы оставаться здесь и работать ночью».
Российский Фонд прямых инвестиций (РФПИ), который финансировал производство вакцины, объявил о заключении контрактов на поставку сотен миллионов доз вакцины «Спутник V» в страны всего мира.
После того как у президента США Дональда Трампа обнаружили covid-19, Гущин сказал журналистам «Си-эн-эн», что США должны пересмотреть свой отказ сотрудничать в области разработки вакцины.
«Сейчас для США было бы самое время серьезно рассмотреть вопрос о применении российской вакцины, чтобы защититься от covid-19, — сказал он. — В этой ситуации Трамп не оказался бы, если бы ему сделали прививку вакциной „Спутник V"».
В Кремле сейчас говорят, что сам Путин перед возможной поездкой в Южную Корею может привиться этой вакциной. Он станет последним высокопоставленным россиянином, которому ввели вакцину «Спутник V», включая министра обороны, мэра Москвы и, по словам Путина, одну из его дочерей.
Но создатель вакцины не выглядит обеспокоенным.
«Я не испытываю тревоги, — сказал Гинцбург, — я просто чувствую определенную ответственность за созданную вакцину, и я буду чувствовать ее всю свою жизнь».