Ведущие мировые специалисты по ядерной безопасности перевели стрелки «часов Судного дня» в Университете Чикаго вперед: теперь они показывают сто секунд до полуночи. Взгляды исследователей были омрачены расторжением договоров о разоружении и новым витком возможности использования ядерного оружия.
Время заканчивается и у договора СНВ-III. Срок действия договора прекращается в феврале 2021 года, всего через несколько недель после вступления президента США в должность. До выборов осталось и того меньше.
Президент Дональд Трамп (Donald Trump) хочет договориться обо всем, что могло бы помочь ему победить на выборах.
Договор СНВ-III ограничивает количество стратегических ядерных боеголовок в России и США до 1550 единиц в каждой стране. Россия заинтересована в продлении договора чуть больше, чем США. Руководство Америки, в свою очередь, придерживается линии, согласно которой международные договоренности воспринимаются как большое ограничение действий США.
Однако сейчас США предлагают России сделать совместное заявление о продлении договора СНВ-III на определенное время. Трамп хочет, чтобы Россия согласилась на этот шаг еще до выборов — но Путин поступит так только в том случае, если договор с Трампом будет выгоднее договора с Джо Байденом (Joe Biden).
Для того, чтобы США приняли на себя обязательства по более масштабному ограничению применения ядерного оружия, в будущем к СНВ нужно привлечь Китай. Он стремительно наращивает свой ядерный потенциал, но у него значительно меньше ядерных боеголовок, чем у России и США. Если Россия и США договорятся о значительном сокращении ядерного вооружения, Китай мог бы присоединиться к переговорам. Россия, в свою очередь, хочет, чтобы в договоре учитывалась и американская система ПВО, и требует, чтобы НАТО не расширялась до соседних с Россией стран. США же используют Китай как отговорку для отказа от ограничений по ядерному вооружению.
Многие политические комментаторы уже попрощались с новым СНВ, как в свое время и с Договором по открытому небу. Однако продление СНВ по-прежнему обсуждается, и пятого октября в Хельсинки состоялись очередные переговоры.
Во время президентства Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) Финляндия охотно принимает различные международные встречи — как перед объективами камер, так и за закрытыми дверями. Финляндии удалось таким образом заработать себе хорошую репутацию и, возможно, заполучить информацию, которую нельзя было бы достать другим путем.
Пятого октября в Хельсинки встретились заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков и специальный посланник президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea). В августе они обсуждали вопросы ядерного вооружения в Вене.
Переговоры об СНВ-III проходят тяжело в том числе и потому, что вопросы, связанные с ядерным оружием, лежат в основе политики безопасности стран. Однако обсуждения по-прежнему проводятся, что говорит о желании стран найти общее решение.
Трамп хочет заключить договор с Россией побыстрее ради дополнительных очков на выборах. Военное руководство США тоже поддерживает политику по разоружению, поскольку проверки в рамках договоренностей — единственный способ следить за ядерной программой России.
Россия, в свою очередь, сейчас размышляет о том, когда и как заключить договор с США, чтобы он оказался для Путина максимально выгодным. Если на президентских выборах в ноябре победу одержит Байден, ситуация изменится. Байден поддерживает продление договора.
Продление договора СНВ-III на пять лет было бы важным достижением. Благодаря ему можно было бы не только преодолеть тупик в вопросах ограничения применения ядерного оружия, но и снизить напряженность в международных отношениях.
Договоры, ограничивающие распространение ядерного оружия и развитие ядерных технологий, срываются один за другим. Продление СНВ-III позволило бы начать новые многосторонние переговоры.