Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аспекты армяно-азербайджанского конфликта: вмешательство государств, коллизия интересов и оружия (Al Araby, Великобритания)

© Минобороны Азербайджана / Перейти в фотобанкВоенный конфликт в Карабахе
Военный конфликт в Карабахе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждый раз, когда обостряется армяно-азербайджанский конфликт, все взоры обращаются на международных игроков, указывает автор статьи. Он напоминает историю Нагорного Карабаха и описывает, как развивается противостояние между этими международными игроками и к чему оно приводит.

Нынешние столкновения в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном выглядят серьезнее, чем вооруженные столкновения, имевшие место после окончания армяно-азербайджанской войны в 1994 году. Велика вероятность, что этот конфликт перерастет в полномасштабную войну, в которую могут вмешаться международные и региональные силы, прямо или косвенно поддерживающие ту или иную сторону. В первую очередь здесь, конечно, необходимо упомянуть Россию и Францию, выступающих на стороне Армении, и Турцию, которая оказывает поддержку Азербайджану. В Азербайджане, Армении и Нагорно-Карабахской Республике сразу после первых столкновений была объявлена всеобщая мобилизация и введено военное положение. Президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал разгромить армянские войска, настаивая на том, что «азербайджанская армия сражается на своей территории». В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился к армянскому народу со словами: «Готовьтесь защищать нашу священную землю».

Призывы ООН и руководителей мировых держав прекратить боевые действия и вернуться за стол переговоров не остались без внимания, но вместе с тем армянские и азербайджанские политики выдвинули условия о международном посредничестве. Прошлые армяно-азербайджанские войны доказали, что существующие разногласия невозможно решить военным путем. Тем не менее, быстрое развитие военного конфликта указывает на то, что политики обеих стран помимо внешнего вмешательства предпринимают попытки уклониться от внутренних обязательств и кризисов. И даже если военные столкновения превратятся в новую полномасштабную войну, международные и региональные державы будут стремиться управлять вооруженным конфликтом, чтобы он не вышел за пределы региона. Таким образом, больше всех от военных действий пострадают азербайджанский и армянские народы.

Международные игроки

Каждый раз, когда обостряется армяно-азербайджанский конфликт, все взоры обращаются на международных игроков: как развивается противостояние между ними и к чему оно приводит. Дело в том, что развитие армяно-азербайджанского конфликта определяется целым рядом факторов, связанных с интересами и борьбой за влияние на транзитных линиях для поставок нефти и природного газа. Также на него оказывают влияние различные региональные факторы, в частности, развитие событий в Восточном Средиземноморье, Ливии и Сирии.

Роль и интересы России в конфликте состоят в следующем: она стремится сохранить свое влияние в Кавказском регионе, поэтому всегда стремится быть главным игроком во время боевых действий и переговоров по мирному урегулированию. Со своей стороны, турецкие политики считают азербайджанцев центром своих геополитических и экономических интересов. Что касается Франции, то она впервые проявила интерес к армяно-азербайджанскому конфликту — чтобы «вставить шпильку» Турции из-за разногласий в Восточном Средиземноморье.

Кавказский регион — геополитический приоритет национальной безопасности России, поскольку он является зоной ее влияния. Россия поддерживает отношения союзничества и стратегического партнерства с Арменией, и в то же время старается поддерживать дружеские отношения с Азербайджаном. Следует отметить, что турки считают Азербайджан братской страной из-за идентичности религии и языка, сходства культур и традиций. Более того, Турцию и Азербайджан связывают ряд важных экономических и торговых соглашений. Что касается роли Франции, то она впервые проявила интерес к Южному Кавказу из-за растущей напряженности в отношениях с Турцией. Тем не менее, страны Европейского союза разделились во мнениях по данному вопросу. Они рассматривают конфликт на Южном Кавказе исключительно с позиции вероятности и величины возможного ущерба из-за нестабильности в регионе. Если говорить об Иране, то он сохраняет тесные отношения с Арменией в противовес отношениям Азербайджана и Израиля, особенно в военной сфере. Кроме того, Азербайджан стремится укрепить отношения с США.

Очаг напряженности и его корни

Нагорный Карабах был постоянным очагом напряженности между Арменией и Азербайджаном с того момента, как он провозгласил свою независимость от Азербайджана в 1991 году. Он считается «взрывоопасным» регионом из-за исторических разногласий между армянами и азербайджанцами, которые то и дело подливают масло в огонь взаимными ненавистническими высказываниями. Кроме того, международные инициативы и резолюции ООН, призывающие к прекращению огня и мирному урегулированию конфликта, не нашли реального воплощения в регионе, поскольку за 24 года Минская группа ОБСЕ так и не смогла найти решение, которое удовлетворило бы обе стороны. Несмотря на сопредседательство Минской группы ОБСЕ (России, США и Франции), ситуация в регионе вышла из-под контроля. Напомним, что конфликт между Арменией и Азербайджаном имеет геополитические и региональные аспекты, связанные с другими факторами в Кавказском регионе и на Ближнем Востоке. Это вызывает опасения, что конфликт перерастет в полномасштабную войну, в которую могут вмешаться международные и региональные силы, стремящиеся свести счеты друг с другом. Кстати говоря, сегодня армяно-азербайджанский конфликт подпитывается не только риторикой о национальной и этнической нетерпимости, но и геополитическими разногласиями в Кавказском регионе, где присутствует множество региональных и международных игроков.

Корни армяно-азербайджанского конфликта уходят в 1921 год. Тогда советские политики разрешили национальный вопрос по-своему, создав две бомбы замедленного действия в обеих странах. Они присоединили к Азербайджану Нагорный Карабах, где подавляющее большинство населения — армяне, а азербайджанскую область Нахичевань присоединили к Армении, предоставив ей статус «автономии». После распада Советского Союза обе «бомбы» в Кавказском регионе взорвались. Попытки отделиться привели к многочисленным убийствам, геноциду этнических меньшинств и принудительной миграции. Но полномасштабные военные действий между Арменией и Азербайджаном начались после того, как Нагорный Карабах (Республика Арцах) провозгласил свою независимость от Азербайджана в 1991 году. Война между двумя странами продолжалась до мая 1994 года. Боевые действия завершились перемирием, но мирный договор между воюющими сторонами так и не был заключен. Несмотря на то, что в ноябре 2008 года Армения и Азербайджан подписали декларацию о мирном урегулировании конфликта, столкновения и бои не прекратились. Вооруженные столкновения происходили в августе 2014 года, а затем в 2016 и 2020 годах.

Рынок вооружений

В условиях затяжного конфликта обе страны превратились в рынок вооружений. Каждая страна стремилась нарастить свой военный арсенал и подготовиться к будущей войне. Таким образом, Азербайджан полагается на высокие доходы от нефти и газа, в то время как Армения закупает оружие на российские кредиты. В международных отчетах говорится, что Россия поставляет Армении вооружение в виде кредитов, а также поручает продажу российского оружия частным компаниям. В отчете Комитета Государственной Думы по обороне за 1997 год говорилось, что в 1993-1996 годах Россия передала Армении вооружений на сумму более одного миллиарда долларов. Бывший президент Армении Серж Саргсян ранее говорил, что Россия бесплатно передала Армении более 50 тысяч тонн вооружений в 2010-2018 годах.

Более того, Россия разместила 5 000тысяч солдат на военной базе в Гюмри (Армения). В 2015 году Россия и Армения подписали соглашение о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны. Россия также перебросила в Армению истребители МиГ-29, тяжелую бронетехнику, системы ПВО, ЗРК «С-300» и ракеты среднего класса «Союз-6». Кстати говоря, Россия продает оружие не только Армении, но и Азербайджану. Она продала азербайджанцам огнеметную систему ТОС-1, танки Т-90 и многоцелевой ударный вертолёт Ми-35М. Азербайджан покупает вооружение у многих стран, в том числе у Турции, которая поставила ему танки «Altay», вертолеты Т129 АТАК и беспилотники «Bayraktar TB2». Кроме того, он покупает вооружение у Израиля. В международных отчетах говорится, что в 2012 году Азербайджан подписал контракт на поставку израильских вооружений на сумму 1,6 миллиарда долларов. В 2016 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Азербайджан купил у Израиля оружия на пять миллиардов долларов, включая беспилотники и спутниковые системы. В отчете Стокгольмского международного института исследований проблем мира говорится, что в 2017 году Азербайджан купил у Израиля военной техники на сумму в 127 миллионов долларов.

Экономические аспекты

Похоже, что международная и региональная озабоченность по поводу превращения армяно-азербайджанского конфликта в полномасштабную войну вызвана не заботой о двух народах, а геополитическими и экономическими интересами, которые связаны с месторождениями нефти и природного газа в Каспийском море. Кроме того, нельзя забывать о том, что Южный Кавказ считается важным транзитным коридором по доставке грузов между Азией и Европой. В Азербайджане также есть два трубопровода для транспортировки нефти и газа, призванные снизить зависимость Европы от российского газа. К слову, они оба близко расположены к спорной территории.

Армения — единственный стратегический и экономический союзник России в Закавказье, так как на её долю приходится около 40% иностранных инвестиций. Однако, по оценкам Института экономики Российской академии наук, объем частных трансфертов из России в Азербайджан составляет от 1,8 до 2,4 миллиардов долларов в год. В Азербайджане действуют около 700 российских компаний в следующих отраслях: промышленность, строительство, торговля, предоставление услуг, банковское дело, связь, транспорт, сельское хозяйство и др. В 2019 году объем товарооборота между Азербайджаном и Россией достиг 2,5 миллиардаов долларов.

Что касается Турции, то она заинтересована в расширении всех производственных секторов экономики. Она полагается на Азербайджан как на основной источник энергии, в частности, природного газа, что позволило ей снизить свою зависимость от российского газа. В ноябре 2019 года был реализован проект по транспортировке природного газа по Трансанатолийскому газопроводу TANAP из Азербайджана в Турцию, который считается одним из важнейших энергетических проектов. Он позволил Турции снизить стоимость добычи газа и обеспечить его бесперебойные поставки. По словам министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, Турция подписала несколько экономических соглашений с Азербайджаном. Кроме того, в Азербайджане работает около четырех тысяч турецких компаний, а их вклад в азербайджанскую экономику составляет 12,6 миллиардов долларов. В октябре 2017 года была открыта железнодорожная линия, связывающая Азербайджан, Турцию и Европу, которая впоследствии сможет перевозить до 50 миллионов тонн грузов в год.

Несмотря на ожидания, что столкновения между Арменией и Азербайджаном перерастут в серьезный международный кризис, на горизонте отсутствуют признаки международного посредничества, которое могло бы способствовать прекращению боевых действий, подпитываемых длительной историей споров и конфликтов, связанных с национальными и религиозными аспектами и международными интересами. Таким образом, от России, Франции и Турции требуется не разжигать пожар конфликта, а настаивать на мирном урегулировании ситуации. В первую очередь, необходимо запустить переговорный процесс, опираясь на резолюцию СБ ООН № 822 от 1993 года, а также привлечь к урегулированию конфликта Минскую группу ОБСЕ. Нет никаких сомнений в том, что Россия окажет давление на Азербайджан и Армению, чтобы усадить их за стол переговоров, но, с другой стороны, нельзя забывать о роли Турции, которая оказывает сильное влияние на Азербайджан, стремясь саботировать переговорный процесс.