В ХХ веке канадско-российские отношения были в лучшем случае сложными, и пока ситуация не очень изменилась. Кризиса между двумя арктическими государствами удалось избежать, и тем не менее вопрос Крыма, а также войны на Донбассе дали повод канадским властям ввести санкции против России. В 2014 году во время мандата Стивена Харпера Оттава проводила одностороннюю политику бойкота почти всех билатеральных и многосторонних событий, в которых прежде вместе участвовали Россия и Канада. Харпер заявил, что Канада отказалась участвовать в каких бы то ни было многосторонних встречах, в которых запланировано участие России. Политические комментаторы назвали эту канадскую линию «политикой пустых стульев». Однако не в интересах Канады отказываться от своих обязательств в ООН, Арктическом совете и ОБСЕ, так как она по-прежнему видит себя державой с международными интересами и мировым влиянием. Если в ООН роль Канады второстепенна по сравнению с позицией России, то в Арктическом совете Канада и Россия стоят на равных. На самом деле крайне важно, что Арктический совет как организация открывает большие возможности для сотрудничества России и Канады. Несмотря на разные и порой конфронтационные подходы, взаимодействие Канады и России внутри Арктического совета и в связи с арктическими вопросами остается стержнем, вокруг которого канадско-российские отношения развиваются за пределами спорных сфер и который предлагает все новые возможности для сотрудничества.
В 2019 году, незадолго до канадских выборов в октябре, либеральное правительство Джастина Трюдо анонсировало новую канадскую политику в Арктике. Прежняя канадская политика, сформулированная в годы правления Харпера, отличалась агрессивной линией, которую придумал сам Харпер. По его мнению, это помогало защищать канадский суверенитет в Арктике. При Харпере Канада наращивала свое военное присутствие в этом регионе. Что касается новой политики Трюдо, то он, напротив, сконцентрировался на поддержании мира и сотрудничестве, а также работе над развитием северных регионов, внимании к жителям Севера и климатических изменениях. Новая политика акцентирует важность «международного порядка в Арктике, основанного на правилах», и возрожденного лидерства Канады. Кроме того, подчеркивается необходимость ее участия в международных форумах и переговорах, посвященных Арктике. Согласно новой политике, составленной в 2019 году, Канада видит для себя три основных цели. Во-первых, она намерена укрепить международный порядок, основанный на правилах для Арктики. Во-вторых, Канада хочет уточнения канадской арктической границы, и в-третьих, Канада планирует активизироваться на международном уровне, чтобы продвинуть свои приоритеты, имеющие отношение к канадскому Северу и Арктике.
Россия, как и Канада, тоже опубликовала новую арктическую политику в 2020 году, где детально описаны российские арктические планы до 2035 года. Россия тоже выбрала многоуровневый подход. Она уже давно развивает север для своих нужд, в особенности в том, что касается добычи полезных ископаемых. В связи с этим арктический регион чрезвычайно важен для российской экономики (речь не только о добыче, но и о развитии Северного морского пути). Северный морской путь, транспортная и транзитная артерия, открылся для России благодаря потеплению и таянию полярных льдов. Благодаря Северному морскому пути можно вдвое сократить путь из Юго-Восточной Азии в Европу и сэкономить миллиарды долларов. Еще одно преимущество — доступ к запасам арктического газа. Вот на что ориентированы российские экономические и геополитические планы на севере.
И именно поэтому Россия придает такое огромное значение этому региону. Неудивительно, что Россия прилагает большие усилия, чтобы закрепиться в Арктике, в частности требуя признать ее суверенитет над спорным хребтом Ломоносова. Если ее требование будет удовлетворено, Россия расширит владения в Арктике на сотни километров от своей северной сухопутной границы. Россия, несомненно, остается мировым лидером в области развития Севера. В северных регионах РФ проживает больше населения, находится больше инфраструктурных объектов и военных контингентов, чем у остальных арктических держав. Но то, что Россия сосредоточилась на экономической и геополитической значимости Арктики, ничем не грозит Канаде. Напротив, Россия, как и Канада, стремится к расширению арктического сотрудничества.
Ввиду экономической важности Арктики для России Москва выстраивает прагматичные отношения с другими арктическими (и неарктическими) государствами. Огромная ценность Арктики для России заставила Москву действовать и реагировать в международной сфере добропорядочно. Примером тому может послужить подписание и ратификация Россией Иллюлисатской декларация в 2008 году, которая упорядочила управление Арктикой, а также конвенции ООН о морском праве. Новая российская политика также предполагает сотрудничество и мирное разрешение споров в Арктике. Хотя Канада отдельно не упоминается в арктической политике, подписанной Путиным и действующей с 2020 года, но Владимир Путин в позитивном ключе отзывается о сотрудничестве, которое нацелено на сохранение традиционного образа жизни коренных народов Севера и хрупкой арктической экосистемы.
Более пристальный анализ канадско-российских отношений внутри Арктического совета открывает высокий уровень существующего сотрудничества двух стран в самых разных вопросах. В частности, это касается острого вопроса об участии в управлении Арктикой стран, лежащих за ее пределами. Такие государства Восточной Азии, как Китай, Япония и Корея, а также члены Европейского Союза, в том числе Германия и Франция, ввиду своих национальных интересов считают необходимой «интернационализацию» Арктики. Эти страны, прежде всего Китай, выступают за рост активности в регионе и ратуют за отказ от российского или канадского контроля над Северным морским путем и Северо-Западным проходом. Они хотят реорганизовать управленческую структуру Арктики и изменить статус того, что Россия и Канада воспринимают как свою суверенную территорию, чтобы извлечь выгоду из переменчивой геополитической и геоэкономической природы Арктики. Китай вообще хочет неограниченного доступа. До сих пор Канада и Россия с выгодной для себя сотрудничали с неарктическими странами (особенно в сфере технологий и окружающей среды), и тем не менее обе они — против вмешательства Азии и Европы в дела Арктики.
В свете институционального взаимодействия Канады и России в Арктическом совете можно сказать, что ни одно государство не может самостоятельно без хотя бы минимальной меры двух- или многостороннего сотрудничества и консультаций влиять на природу огромных просторов Арктики. Ни у России, ни у Канады, ни у Соединенных Штатов нет ни развитой инфраструктуры, ни достаточной флотилии ледоколов, чтобы в одиночку справиться с этой задачей. При разливе нефти, в случае поисковых и спасательных операций, а также для арктического туризма необходимо сотрудничать. И в этой связи перед Россией и Канадой открываются новые возможности для расширения сотрудничества. В том числе речь идет о технологических и научных исследованиях, предотвращении утечки нефти, а также экономических вопросах вроде судостроения. Кроме того, и канадская и новая российская арктическая политика признает важность развития северных регионов, улучшение качества жизни северных народов и защиты окружающей среды. Многие из этих направлений (некоторые уже охвачены работой Арктического совета или билатеральными договоренностями) способны перевесить для России и Канады текущие спорные политические вопросы, а также их военное соперничество.