Вечером седьмого октября президент Владимир Зеленский уделил внимание флоту Ее Величества королевы Великобритании. Президент посетил базу Королевских ВМС в городе Портсмут, где «ознакомился с образцами вооружений британского оборонно-промышленного комплекса», отмечает пресс-служба главы государства. А затем побывал на борту авианосца Prince of Wales — одного из двух крупнейших кораблей в британском флоте. А еще — в его присутствии (символически, именно там, на борту) был подписан Меморандум об усилении сотрудничества между Украиной и Британией в военной и военно-технической сферах.
Все это — взаимосвязанные события. Целью меморандума, который предусматривает открытие для Украины кредитной линии на сумму 1,25 миллиарда евро, является совместное британско-украинское производство ракетных катеров. Корпуса двух первых кораблей будут построены на верфи недалеко от базы ВМС в Портсмуте, которую президент также планировал осмотреть с воздуха.
О некоторых деталях этой договоренности многие уже читали в статье на страницах «Европейской правды». Остается надеяться, что все будет реализовано именно так, как говорится в этой публикации (официальных сообщений об этом нет).
Цивилизованный мир двадцать последних лет развивает свои ВМС через наращивание возможностей, которые формируют боевой потенциал на море. Исходными для этой цели являются следующие факторы: задачи, операционная зона, имеющиеся ресурсы и возможности промышленности/рынка вооружений. Этот подход сейчас является основой для проработки всех стратегий и перспективных планов стран НАТО и ЕС. Это же было взято за основу стратегии ВМСУ-2035, которая является основным документом средне- и долгосрочного развития ВМС Украины.
Всем понятно, что в 2014 году Украина была абсолютно не защищена от агрессии на Черном и Азовском морях. Сейчас наше государство создало комплекс сил обороны побережья, но способность вести действия на море остается очень небольшой. И это — в условиях, когда противник нарастил свое доминирование на море и в воздухе и продвинулся практически вплотную к нашим территориальным водам и берегам, находящихся под контролем украинского правительства.
Поэтому на следующие пять лет приоритетным должно быть доведение ВМС до уровня, когда они будут способны сдерживать агрессию и защищать интересы страны в Северной части Черного моря и на Азове, на расстоянии пятьдесяти-ста миль от основных пунктов базирования. Не буду повторяться о москитном флоте (совокупность быстроходных и манёвренных малых боевых кораблей, например, торпедных, сторожевых, ракетных, а также других малых катеров — прим. перев.) как единой приемлемой для нашего государства концепции — об этом подробно писала «Европейская правда». В этих рамках — с учетом бюджета минобороны и учитывая возможности отечественной кораблестроительной отрасли, оптимальным и реальным для Украины является приобретение и/или строительство катеров водоизмещением до четыреста пятидесяти тонн, созданных по проектам НАТО, с локализацией их производства на Украине.
Важно, чтобы эти катера направлялись в состав ВМСУ сериями из нескольких однотипных единиц — это оптимизирует (удешевляет) их боевое применение, подготовку персонала и техническое обслуживание. Серия из восьми британских ракетных катеров является одной из них. Британское производство современного ракетного катера для нас очень-очень важно.
Он — новый, современный и очень технологичный. Его задача — поиск и уничтожение десантных и поисково-ударных корабельных групп противника на удалении около семидесяти-ста миль от нашего побережья и нанесения по ним ракетных ударов. На каждом катере находится по восемь противокорабельных ракет. Шестьдесят четыре ракеты в совокупности. Это — сила и очень серьезный аргумент по сдерживанию агрессора.
Критически важно, чтобы ракеты были современными, надежными и технологичными, ведь со стороны противника будет серьезное применение средств радиоэлектронной борьбы.
Основой для применения ракетного катера в морском бою является быстрая и маневренная ракетная атака из позиционных районов, находящихся под прикрытием наших средств ПВО. Желательно также наличие беспилотных систем (воздушных, надводных и подводных) — они существенно расширяют окно возможностей катера: начиная с системы обнаружения и целенаведения, противоминных действий, противодиверсионных действий и многое другое.
Почему речь идет о катере водоизмещением ориентировочно до четырехсот пятидесяти тонн? Чем больше тоннаж корабля — тем дороже он стоит. Ориентировочная стоимость грузоподъемности одной тонны груза — это минимум сто — сто пятьдесят тысяч долларов. Имеющийся финансовый ресурс минобороны позволяет с учетом таких затрат строить не очень большие корабли. Это точно не корабли-тысячники. О них сейчас можно только мечтать.
В прошлом на Украине длительное время на повестке дня стояло строительство корветов. Эти корабли, значительно большие по размеру и стоят дороже. Позволить себе построить серию из восьми корветов Украина не сможет еще долго. Но что самое интересное, практически единственная разница этих корветов и катеров, о которых мы договариваемся с британцами — это большая автономность и дальность плавания первого и, соответственно, в разы выше стоимость изготовления корабля и его обслуживание при фактически одинаковых боевых возможностях! Те же восемь ракет. Та же ожидаемая скорость хода.
К слову, об обслуживании. Стоимость самого корабля — это только тридцать процентов стоимости его жизненного цикла. Остальные семьдесят процентов — это эксплуатация, ремонт, технические регламенты, подготовка и содержание экипажа. Чем больше катер или корабль — тем дороже будет не только его купить или построить, а главное — содержать в боевой готовности. Поэтому сейчас нам стоит начинать с небольшого: надежно защитить прибрежную зону.
Большие по габаритам корабли тоже будут нужны — но позже, через пять-десять лет, при условии наличия финансовых ресурсов и при условии восстановления производственных возможностей судостроения Украины. Но иметь базовую защиту от вероятного нападения агрессора с моря необходимо как можно быстрее. Уже сейчас. Лучшего варианта, чем корабли, о которых договорились сегодня в Британии (при условии оснащения их качественными ракетами), просто не существует.