Биплан По-2 воевал на Корейской войне, в которой принимали участие реактивные истребители
В этом году исполнилась 70-я годовщина начала войны между КНДР и Южной Кореей. Более того, 70 лет назад начались первые воздушные бои между реактивными самолетами. Особенно стоит отметить ожесточенные столкновения между американским истребителем F-86 Sabre и советским МиГ-15, которые начались в декабре 1950 года. Обе эти модели практически равны по характеристикам, и в итоге победили южнокорейские F-86, которыми управляли пилоты-ветераны армии США.
Что касается самолетов КНДР во время Корейской войны, если исключить МиГ-15, то парк в основном состоял из истребителей времен Второй мировой войны с поршневыми двигателями (Як-3 и Ил-10). Они не могли сравниться по характеристикам не только с F-86, но и с другими самолетами. Их боевые возможности в воздухе были на крайне низком уровне.
Тем не менее у КНДР была одна модель самолета, которая уничтожила американских F-86 больше, чем МиГ-15. Это — биплан По-2, разработанный Поликарповым, который применялся в 1920-х годах.
Другое название По-2 — У-2. Его самым большим «коммерческим аргументом» был слабый двигатель мощностью всего сто лошадиных сил и максимальная скорость чуть более 100 километров в час. Он был настолько медленным, что реактивным самолетом было его сложно сбить.
Интересный факт: он доводил реактивные истребители до скорости сваливания в штопор и сбивал их за счет маневрирования. На самом деле, было много реактивных самолетов, которые были сбиты По-2.
Несмотря на это, возможности По-2, который был не только медленным, но и плохо вооруженным самолетом, были ограничены. Поэтому ВВС КНДР в основном задействовали эти самолеты ночью. Они пролетали над войсками ООН и сбрасывали небольшие бомбы. Или же двое членов экипажа бросали ручные гранаты, стреляли из пулеметов и уходили.
За одну ночь больше пользы, чем от МиГ-15 за полгода! Впечатляющие достижения По-2
У По-2 нет эффективного радиолокационного прицела для ночной бомбардировки, поэтому чаще всего две 50-килограммовые бомбы, которыми они оснащались, не причиняли никакого ущерба. Они лишь создавали громкий шум и мешали спать. Это был не что иное, как бомбардировки с целью выведения из психологического равновесия. Солдаты ООН, которых внезапно будили посреди ночи, возненавидели бомбардировки По-2, который они называли «караульным ночного мочеиспускания». Тем не менее 17 июня 1951 года примерно в час ночи «караульный» принес совсем другую весть. Из-за плохой маскировки пилоты По-2 обнаружили аэродром в Сувоне. Они сбросили на стоянку для самолетов одну 50-киллограмовую бомбу. Она попала точно в истребитель F-86, который взорвался. В результате было уничтожено еще четыре самолета, а другим четырем были причинены незначительные повреждения. Это попадание было критическим.
Для американских ВВС факт уничтожения девяти F-86 за одну ночь стал шоком. На тот момент в Южной Корее и Японии было около 90 F-86, что означает поражение 10% от всего парка самолетов.
Кроме того, за период с декабря 1950 года, когда были задействованы истребители F-86, по этот день в ходе воздушных боев пострадало всего два этих самолета. Если брать в расчет только F-86, то результаты ночных бомбардировок биплана По-2 намного превзошли результаты МиГов.
Инструкция по использованию «немощного» По-2 — в нужное время, в нужном месте
Американские ВВС, которые отнеслись к ситуации со всей серьезностью, начали активные бомбардировки северокорейских аэродромов. В связи с этим активизировались также МиГ-15 КНДР, и начались самые ожесточенные воздушные бои Корейской войны.
Из-за этого американским истребителям F-86 стал наноситься больший ущерб: всего за четыре дня после удачного ночного вылета По-2 северокорейские МиГ-15 сбили три F-86. Кстати, во время Второй мировой войны советские войска использовали По-2 аналогично, задействуя их во время ночных атак.
Немецким истребителям тех времен было опасно связываться с советскими По-2, что раздражало фашистов. И эти советские бипланы вновь проявили себя в 1950-е годы во время Корейской войны, когда небо бороздили реактивные истребители.
Фактически для КНДР По-2 был единственным самолетом, который можно было использовать для налетов на войска ООН, поэтому до конца Корейской войны этот биплан представлял такую же угрозу, как и МиГ-15.
По-2, который был устаревшим уже во время Второй мировой войны, оказал влияние на вражескую стратегию в ходе Корейской войны, и можно сказать, что этот факт является самым ироничным событием в истории воздушных боев.
Комментарии японских читателей
Mot
Поскольку фюзеляж выполнен как деревянная пространственная ферма, частично обшитая полотном, в некотором смысле это был стелс-самолет, так как эффективная отражательная поверхность была небольшой. Более того, он мог лететь на очень низкой скорости, что позволяло ему взлетать и садиться на пересеченной местности. Его можно использовать и сейчас, например, для диверсионных операций.
M_n
Когда во время воздушного боя использовались не ракеты, а пулеметы, малая скорость также была оружием. Времена меняются, но суть боя остается прежней. На самом деле, слабый в мобильном бою F-35 может проиграть МиГ-21 в видимой схватке. F-35 потерпел полное поражение в тренировочном воздушном бою с F-16 и лишился доверия армии.
Тоори-гакари
Аналогичные примеры были в истории: во время Второй мировой войны использовался Fairey Swordfish, биплан с металлическим силовым каркасом, обтянутым полотняной обшивкой, а во время Вьетнамской войны Дуглас A-1 «Скайрейдер» сбивал реактивные истребители.
Dgj
Самолет был легким из-за деревянной конструкции с полотняной обшивкой, поэтому его разбирали и ночью доставляли грузовиками. Днем прятали, например, в тоннелях, и после заката собирали. По-2 летали на малой скорости и высоте, поэтому радары обнаруживали их редко. Более того, когда эти бипланы приближались к американским аэродромам, они выключали двигатели, планировали и сбрасывали небольшие бомбы. Второй пилот мог кидать ручные гранаты или стрелять из пулемета. Благодаря развитию зенитных РЛС американские войска перестали использовать прожекторы. Кроме того, в то время все зенитные орудия нацеливались при помощи радаров, и это вызвало серьезные проблемы — эффективный огонь вести было невозможно. Воздушная тревога объявлялась даже при атаке одного устаревшего самолета. Пилоты и техники были вынуждены вставать и укрываться в бомбоубежище, а недостаток сна вызывал утомление и негативно отражался на сражениях, запланированных на следующий день. Кстати, новейший на тот момент F-94 (модернизированный под двух пилотов P-80, оснащенный радаром) в бою с поршневым Chance Vought F4U Corsair потерял скорость и разбился.
Кайтэн сирэйбу
В картине «Предвестники бури» был самолет с поршневым двигателем под названием «Шестой». Вспомнилось, что этот легкий самолет помог другим самолетам доставить тяжелый груз.
Spe
Я думал, что скорость — лучшее оружие самолета, поэтому не предполагал, что такое могло произойти. Сейчас хорошо развито вооружение класса земля-воздух, поэтому, скорее всего, можно отразить даже нападение штурмовых вертолетов.
Hei
Японские тренировочные бипланы «Акатомбо» таранили американский эскадренный миноносец USS Callaghan и в результате потопили его. Это был последний успешный пример японских таранных ударов. Ночные налеты советских бипланов наносили серьезный ущерб немецким войскам, поэтому немцы также стали использовать тренировочные бипланы для ответных ночных атак.
Zak
Вспомнил Карла Густава фон Розена, который был добровольцем на Гражданской войне в Нигерии. Его любимым самолетом был хотя и не биплан, но также маломощный Malmö MFI-9. Бесстрашный фон Розен и его товарищи считаются настоящими рыцарями неба.
Ddd
Был аналогичный случай в истории камикадзе. Тренировочный «Сирагику», который намного медленнее, например, Mitsubishi A6M Zero, протаранил корабль, команда которого не ожидала такой медленной скорости, и потопил его.
Hou
Против любого «копья» должен быть «щит», иначе с ним не справиться. Кажется, что сейчас можно легко сбить маломощные дроны, однако средств для их поражения нет, поэтому если их использовать в качестве оружия, защититься от них будет невозможно.