В 2018 году экс-президента Финляндии Тарью Халонен (Tarja Halonen) попросили стать специальным представителем генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша (Antonio Guterres), чтобы найти выход из «одного затянувшегося и пугающего конфликта».
Халонен вспоминает этот эпизод в новой книге о ее задачах в неправительственных организациях и на посту президента.
О какой стране тогда шла речь, экс-президент не рассказывает. Тот конфликт не разрешен до сих пор. Тарья Халонен тщательно обдумала предложение, но все же отказалась. В 2018 году специальные представители были назначены, по меньшей мере, по Сирии, Йемену, Мьянме, Ираку и вопросам изменения климата.
«У меня были и другие обязательства — семья, пять внуков. Я задумалась, выдержит ли мое здоровье все поездки и стресс, связанный с новой задачей?»
К огорчению многих, Халонен поблагодарила за предложение, но все же отказалась.
В книге Катри Мерикаллио (Katri Merikallio) «История одного активиста» (Erään aktivistin tarina) Халонен рассказывает об ответственных поручениях, которые ей давали, начиная с 60-х годов, и рассуждает о том, какую важную роль играют различные объединения и организации в создании государства всеобщего благоденствия.
В книге о своей карьере Халонен вспоминает и первую встречу с президентом Владимиром Путиным в Москве. Говорят, Халонен и Путин поладили мгновенно.
В книге рассказывается, что на первой встрече Владимир Путин говорил исключительно о Зимней войне и через какое-то время начал ругать эстонцев. Тарья Халонен не выдержала.
«Что, простите? Они же нам как родственники», — сказала она тогда.
Тарья Халонен говорит, что на Путина нельзя смотреть ни снизу вверх, ни сверху вниз.
«Если смотреть на него сверху вниз, он обижается, он сразу же это замечает. А если кто-то из собеседников смотрит снизу вверх, то его страх чувствуется».
Тарья Халонен, занимавшая пост президента с 2000 по 2012 годы, говорит, что не знает нынешнего Путина. Халонен рассказывает, что после окончания своего президентского срока она была в отношениях с Путиным довольно сдержанной и лишь пару раз встречалась с ним в России.
«Я отказалась от этих излишних отношений, чтобы наши дипломаты могли отдохнуть. Хорошо, что в нашей стране только один руководитель, как и в России. Но возможностей, конечно, много».