Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
12 октября: спор об историческом повествовании (La Jornada, Мексика)

Через два года будет отмечаться 500-летие покорения Мексики испанцами. Индейцы уже готовятся.

© CC0 / Public DomainД. Вандерлин «Высадка Колумба в Америке»
Д. Вандерлин «Высадка Колумба в Америке» - ИноСМИ, 1920, 13.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В эти дни народы обеих Америк отмечают годовщину высадки в Америке Колумба. Дата нынче не круглая, но накал страстей вокруг «деколонизации» так силен, что левая мексиканская газета решила обобщить взгляды на «встречу» двух цивилизаций. Не для всех она была благословением, но мексиканские индейцы утверждают: они так и остались непокоренными. И жалость им не нужна.

Каждый год 12 октября появляются различные интерпретации и символы, характеризующие произошедшее в 1492 году (год открытия Америки Христофором Колумбом, прим. ред.). Множество людей принимают участие в этой дискуссии о прошлом. Государства Америки включают в свои споры вопрос о том, что по предложению ЮНЕСКО в 1992 году было названо «Встречей двух миров». Тогда, 30 лет назад, в испаноговорящих странах Америки проходили официальные празднования, которыми руководила, как и много лет назад, Испания. Тогда произошедшее назвали встречей, а не открытием, завоеванием или вторжением. Существуют разные точки зрения на те события, поэтому было решено создать такое историческое повествование, такую интерпретацию тех событий, которая включала бы точку зрения не только победителей и колонизаторов, но и побежденных. Так была совершена попытка включить в повествование голоса «автохтонных жителей Америки».

Перенесемся на 30 лет назад. В 1992 году различные организации боролись за влияние в испаноговорящей Америке. Испания старалась сохранить влияние на свои бывшие колонии не только в сфере идентичности и культуры, но также и в экономической сфере, заботясь об интересах инвесторов. Посмотрите на карту, по всему континенту можно встретить испанские компании.

У коренных народов Америки есть своя точка зрения на произошедшее, и они придерживаются её до сих пор. Их мнение кардинально отличается от мнения испанцев. Я говорю «народы», но при этом не отрицаю, что существовали и существует индейцы, которым нравится участвовать в официальных государственных празднованиях.

Независимо от официальных споров многие индейские народы в собственных странах и сообществах, борясь за свои права под флагом сопротивления, создали свой девиз: «Если нас угнетали, потому что мы индейцы, то и освободимся мы, потому что мы индейцы». Поворотным моментом для этого движения стали кампания 500-летнего сопротивления индейцев и народов и знаменитая Вторая континентальная встреча, прошедшая с 7 по 12 октября 1991 года в Кетцальтенанго, Гватемала. В Мексике прошла встреча Мексиканского совета 500-летнего народного сопротивления индейцев и чернокожих, имевшая значение для всего латиноамериканского континента.

Одновременно с официальными празднованиями 12 октября 1992 года в Боливии индейское население открыло первую Ассамблею автохтонных (коренных, аборигенных) народов и двинулось маршем к столице Ла-Пас, чтобы продемонстрировать своё несогласие с официальным праздником.

В других странах Латинской Америки прошли мероприятия под теми же лозунгами.

В Эквадоре местные народы прошли маршем в Кито. В Перу сельские жители почтили минутой молчания жертв Колумба и воздали дань уважения местным героям сопротивления на площади Пласа-де-Арма в Куско. В Колумбии в знак скорби прошли марши молчания сельских жителей и индейцев. В Мексике городские жители и индейцы собрались на площади Сокало в Мехико, чтобы высказаться против празднования пятисотлетней годовщины. Толпа индейцев снесла статую испанца Диего де Масарьегоса (Diego de Mazariegos) в городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в штате Чьяпас, это стало знаковым моментом движения несогласия. 1 января 1994 года появилась Сапатистская армия национального освобождения, которая также является символом этого движения. В своем заявлении от 12 октября того же года армия потребовала восстановления законных прав индейцев на землю. Представители Сапатистской армии отмечали пятисотлетнюю годовщину прибытия первых европейцев, но рассматривали это торжество с точки зрения своих интересов — как напоминание о своих правах.

Споры о роли Колумба продолжаются, и с ними мы входим в 2021-й год, год памятных дат, официально объявленный «Годом независимости и величия Мексики». 3 сентября была создана Президентская комиссия по увековечиванию деяний, процессов и исторических личностей Мексики. Комиссия занимается подготовкой к трем памятным датам: 700 лет со дня основания Теночтитлана (ныне город Мехико), 500 лет со дня взятия Теночтитлана (Мехико) испанцами и 200 лет со дня получения Мексикой независимости. В честь этих памятных дат пройдут парады, культурные мероприятия и выступления представителей аборигенных народов.

Сапатистская армия национального освобождения заявила 5 октября этого года, что «различные делегации сапатистов: мужчин, женщин и иначе определяющих себя представителей нашего народа, а также делегация Национального конгресса коренных народов — все эти группы объедут весь мир». Это заявление стоит процитировать:

«Мы обойдем и обплывем все земли и моря, доберемся до самых дальних уголков. Мы не будем искать различия, не будем стремиться к превосходству или пытаться кого-то унизить, тем более мы не будем искать извинений и жалости. Мы будем искать то, что делает нас равными с другими народами. Первым пунктом этого мирового путешествия станет Европа. Мы отправимся из Мексики в апреле 2021 года. Мы обойдем все уголки Европы, а 13 августа 2021 года приедем в Мадрид, столицу Испании. Ровно через 500 лет после завоевания испанцами той земли, что ныне зовется Мексикой. Мы будем говорить с испанским народом. Мы не станем угрожать, упрекать или оскорблять. Мы не станем требовать извинений. Мы скажем народу Испании, что они нас не завоевали. Что мы были и остаемся в состоянии непокоренности».

Сапатистская армия национального освобождения присоединяется ко всемирному поиску правильной интерпретации истории и торжественно заявляет: мы можем построить другой мир.