Армения и Азербайджан обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня, о котором им помогла договориться Россия. Обострение этого давнего конфликта между соседними государствами, бывшими советскими республиками, произошедшее в прошлом месяце, уже унесло десятки жизней и заставило тысячи людей бежать.
Стратегия Соединенных штатов запутана. В день эскалации конфликта Госдепартамент выпустил заявление, пропитанное моральной эквивалентностью. Тем не менее в заявлении сообщалось, что «участие в конфликте третьих сил будет крайне непродуктивным действием и приведет лишь к усугублению напряжения в регионе». Однако именно так и поступил Азербайджан, с благодарностью встретивший вмешательство Турции. По имеющимся сообщениям, Турция послала истребители F-16 и сирийских наемников, что укрепить азербайджанские силы и помочь им в атаках на Нагорный Карабах.
Американские дипломаты, как и их европейские коллеги, считают Кавказ проклятым историей болотом. Конечно, Армения может похвастаться тысячелетней историей. Азербайджан же был независимым лишь краткий период времени после распада Российской империи в 1918 году. Нагорный Карабах исторически населяли армяне, а в регионе до сих пор есть множество армянских церквей (некоторые из них Турция и Армения сейчас пытаются разрушить). Между тем в 1923 году Иосиф Сталин, генеральный секретарь КПСС, передал регион Азербайджану. Ирония последующей американской стратегии заключается в том, что десятилетиями во время холодной войны и республиканцы, и демократы пытались противостоять советской угрозе, но, когда Азербайджан и Армения в 1991 году обрели независимость, Госдепартамент решил продолжить стратегию Сталина.
Конгресс же смотрел на ситуацию более здраво. В 1992 году он принял Акт о поддержке свободы, 907 раздел, где запретил США помогать Азербайджану. В октябре 2001 года Сенат внес поправки в этот Акт, чтобы отменить ограничения в отношении Азербайджана. Для этого была веская причина. Хотя в Азербайджане и властвовала диктатура, он помогал США в глобальной войне против терроризма. Азербайджан намеренно обхаживал Запад, особенно произраильские группы, подчеркивая, что Баку выступает против Тегерана. Оглядываясь назад, мы понимаем, что это было ошибкой (говоря начистоту, и моей ошибкой тоже). Армения также была диктатурой, но очень пророссийски настроенной, что усложняло ситуацию для Вашингтона.
Сейчас все поменялось. В 2018 году армяне свергли диктатора и наконец обратились к демократии. Проблем с культурными аспектами ориентации Еревана на Россию никогда не было. Однако любой длительный дипломатический уклон — это не результат желаний населения, а скорее необходимость, особенно если учитывать незаинтересованность администрации Трампа в привлечении внимания армян и развитии у них прозападных взглядов.
Между тем диктатура в Азербайджане только укрепилась. В июле протестующие ворвались в министерство иностранных дел, пошатнув уверенность диктатора Ильхама Алиева. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган использует этнические конфликты и иностранную агрессию, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем, так поступил и Алиев. Сейчас это и происходит.
Конечно, Белый дом должен прекратить отказываться от раздела 907, а если этого не произойдет, то Конгрессу следует отменить предыдущие поправки, которые позволяли бы такое поведение. Однако нужно нечто большее. Вместо того чтобы полагаться на ОБСЕ и так называемую Минскую группу, возможно, госсекретарю Майку Помпео и его команде следует обратиться к той модели действий, которую они реализуют в Косово. Как и у республики Арцах, у Косово есть своя история. Диктаторы заставляли Косово вступать в невыгодные союзы, где оно сталкивалось с агрессией и репрессиями, так происходило и с Арцахом. Запад выступил против сербской диктатуры и истории этнических чисток, и в 2008 году Косово стало самым молодым членом Европы. По условиям договора, для этого Косово должно оставаться независимым и не присоединяться к Албании. Запад мог бы признать Арцах и так гарантировать ему судьбу независимого государства. У Арцаха богатая история, он больше достоин независимости, чем многие современные страны. Такая дипломатическая реакция США хороша не только с морально-этической стороны. Она пошлет дипломатический сигнал Турции. Покажет ей, что ее агрессия в регионе и использование сирийских наемников, часть из которых является ветеранами ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация, прим. ред.), всегда будет иметь неприятные последствия.