29 сентября президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга провели телефонные переговоры. Глава России поднял территориальную проблему и предложил японскому коллеге подтвердить достигнутое в 2018 году соглашение об ускорении переговоров по мирному договору на основе Советско-японской декларации 1956 года.
То, что Россия сама напомнила о переговорах по мирному договору, стало неожиданностью. Похоже, что курс, взятый бывший премьером Синдзо Абэ, на возврат сначала двух островов сохранится и в отношениях между Путиным и Сугой.
В ноябре 2018 года президент Путин и премьер Абэ провели переговоры в Сингапуре. Они договорились взять за основу Советско-японскую декларацию, в которой говорится о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Стороны также пришли к соглашению ускорить переговоры.
Тем не менее в январе прошлого года Совет Безопасности России постановил, что в спешке нет необходимости, и что переговоры не будут проходить по японскому сценарию. Отношение российской стороны к сингапурскому соглашению было неопределенным.
Изначально Япония планировала, чтобы премьер Суга во время телефонного разговора с президентом Путиным сам поднял тему сингапурского договора и попросил подтвердить его. Тем не менее российский лидер заговорил о нем первый и предложил развивать переговоры на его основе. Глава Японии это предложение принял.
По информации источника в японских дипломатических кругах, в ходе прошлых встреч на высшем уровне обычно японская сторона касалась темы мирного договора, включая территориальную проблему. Бывало, что Россия никак не реагировала на слова представителей Японии. Поэтому крайне необычно то, что Путин сам заговорил о переговорах по мирному договору.
В ходе пресс-конференции заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Наоки Окада (Naoki Okada), который присутствовал при разговоре Путина и Суги, ограничился заявлением: «Разговор о подтверждении договоренностей был. Подробности сообщать не хочу, но стороны пришли к соглашению, что переговоры необходимо ускорить».
Что касается сингапурской встречи, то некоторые представители правящей партии Японии критиковали Абэ за отказ от требования вернуть четыре острова. Также некоторые требовали, чтобы кабинет Суга пересмотрел переговорный курс с Россией.
Тем не менее перед отставкой Абэ позвонил Путину и подчеркнул важность сингапурских договоренностей. Мы полагаем, что именно поэтому во время разговора с Сугой Путин затронул тему этого соглашения.
Комментарии японских читателей
Танингото
Россия не отличается от КНДР и Южной Кореи. Делает вид, что вернет и ставит условия. И так повторяется несколько раз. Россия просто тормошит Японию, намекая на возврат. Но отдавать острова она не собирается.
Ber
В прошлом году Южная Корея обошла Россию по ВВП, хотя численность населения у нее в два раза меньше. Россия на грани краха. Япония уже приложила достаточно усилий, поэтому хватит. Необходимо разрывать экономическое сотрудничество и жестче вести переговоры.
Ryp
Россия острова так просто не отдаст, нужно понять ее намерения. Во время таких переговоров важен настрой народов обеих стран. Большинство россиян против возврата, поэтому у японцев также нет энтузиазма. Так ничего не выйдет.
Egy
Россия не хочет отдавать острова! Она сближается с Японией из-за обвала рубля в связи с аннексией Крыма. Путин поднял территориальную тему, поскольку хочет экспортировать на Хоккайдо лососевых, икру и крабов с Южных Курил. Это поможет поддерживать военные базы. Причин отдавать острова вообще нет.
Рэйва МС
Путин почувствовал отклик во время разговора по телефону — идеальный шанс задобрить Сугу. Возможно, он исключит Японию из красного списка и расставит другие ловушки. Любителю в области дипломатии Суге бесполезно тягаться с Путиным, который много повидал на своем веку.
(´・ω・`)
Путин уже объявил в России, что территориальная проблема решена. На Южных Курилах реализуют демографическую политику и укрепляют военную мощь островов. Неужели Суга не понимает, что это приманка, чтобы получить от Японии помощь? КНДР ведет себя также по проблеме похищения японцев. Для России нет никаких плюсов в возврате территорий.
****
Министр Лавров заявил, что первый шаг — это признание Японией российского суверенитета на острова. Япония такое принять не может. Япония будет арендатором, а Россия землевладельцем, который будет требовать платить громадную арендную плату. «Северные территории» — это исконно японские острова. Кабинет Суги должен вести плотные переговоры с Россией, требуя вернуть все четыре острова.
Хонвака
Идиотизм. Надеюсь, Суга не поведется на эту приманку. В любом случае в российско-японской дипломатии деньги дает Япония. У России денег нет. Путин лишь предлагает схему, при которой используется блесна для подогрева общественного мнения в Японии. Затем японские деньги будут поделены между японскими и российскими чиновниками.
Мамбо
Нельзя надеяться на Россию. Чтобы решить территориальную проблему, необходимо менять государственную систему Японии. Следует срочно внести поправки в Конституцию и проводить политику развития экономики, а также укрепления армии.
Gre
Переговоры не нужны. Россия, как обычно, добивается экономического сотрудничества. Довольно! Если Суга думает, что старые методы ему помогут, то придется признать, что он круглый дурак. Он вообще знает, сколько лет существует эта проблема?
Edu
Россия не предлагает ничего нового — «давайте сначала подпишем мирный договор». Территориальная проблема — потом. Что с ней будет, вообще неизвестно.
Pom
В советские времена Южные Курилы были плацдармом для поддержки со стороны Японского моря основных сил во время вторжения на Хоккайдо. Сейчас они нужны, чтобы закрыть вход в Охотское море, где развернуты российские атомные подводные лодки. Причина не в экономике и не в росте населения. Оно увеличивается из-за размещения там противокорабельных ракет. Если смысл держать в Охотском море атомные субмарины исчезнет, Россия начнет колебаться.
Bws
Нельзя всерьез воспринимать предложение России. Путин — жесткий оппонент. Он потребует что-то взамен. Нельзя плясать под дудку России, надо вести переговоры более жестко. Пора Мотэги проявить себя.
Tak
Все понимают, что Россия не настолько мягкий оппонент, чтобы возвращать острова без условий. Россия Западу не доверяет. Итак, почему же сейчас она начала посылать «любовные сигналы»? Я думаю, самый реальный вариант — это возврат по формуле два острова + альфа, но в любом случае необходимо принять политическое решение. Уже пора к этому готовиться.