Норвежцам ежедневно напоминают, что Россия — враг злобный и вероломный. Практически все основные норвежские СМИ поют в унисон. И в этом они ничем не отличаются от западных коллег из других стран. Порой даже складывается впечатление, что их редакции захватили натовские пиар-агентства. Освещение событий настолько однообразно и однобоко, что иначе как пропагандистской кампанией это сложно назвать.
Хакерская атака на стортинг
В конце августа мы узнали об утечках данных из электронной почты депутатов стортинга и его сотрудников. На прошлой неделе правительство обвинило в этом нападении Россию. Стортинг обвинения правительства единогласно поддержал. В интервью газете Klassekampen политики объяснили, что доказательств причастности России к атаке они пока не видели, но обвинения правительства поддерживают.
В той же газете бывший глава разведывательной группы E14 Ула Калдагер (Ola Kaldager) сообщил, что улик Норвегия никогда не обнародует, чтобы не раскрывать своих возможностей. Поэтому, кроме заявления норвежских властей, у нас ничего нет. Впрочем, большинству норвежцев этого вполне достаточно, ведь мы считаем само собой разумеющимся, что Россия взламывает стортинг. А неудобные вопросы будут задавать считанные единицы.
Но для прессы этого мало. Задача журналистов — как раз в том, чтобы сомневаться и задавать неудобные вопросы. Задача прессы — дать нам иную перспективу, нежели та, что нам преподносят на блюдечке с голубой каемочкой. От «свободной и независимой» прессы мы вправе ожидать, что она не будет рупором властей.
Норвегия и США делают то же самое
Те, кого взбудоражила хакерская атака на стортинг, выставляют это чуть ли не уникальным преступлением, за которым стоит преступное государство. Они предпочитают тактично умалчивать, что и мы сами, и наши союзники делаем ровно то же самое. Еще два года назад выяснилось, что норвежская и американская разведка вместе взламывали российские компьютерные сети, чтобы добыть информацию о политическом руководстве России. Для чего? Чтобы обеспечить себе преимущество в компьютерных атаках!
Норвежская разведка плотно сотрудничает с американским Агентством национальной безопасности, которое, как мы знаем, занимается глобальной слежкой и шпионажем в таких масштабах, что преступления разведок других стран просто меркнут. Эдвард Сноуден сейчас живет в изгнании в России, потому что раскрыл эти преступления.
Нашим СМИ следует ознакомиться с пакетом разоблачений WikiLeaks под названием «Убежище 7» (Vault 7), где описывается электронная слежка ЦРУ и его возможности в кибервойне. В частности, установлено, что ЦРУ — крупнейший в мире поставщик вредоносных компьютерных программ. Взломав ту или иную компьютерную сеть, ЦРУ может оставлять специфические маркеры на иностранных языках — в том числе и на русском. Таким образом ЦРУ способно инсценировать хакерские атаки, в которых затем обвинят другие государства.
Почему пресса эти сведения не воспринимает? Почему она лишь транслирует то, что нам скармливают западные спецслужбы? Разумеется, это вполне могла быть Россия. Но дело в том, что знать наверняка мы не можем — нами манипулируют и внушают нужную точку зрения.
Отравление Навального
20 августа любимцу Запада Алексею Навальному стало плохо в самолете. Сообщается, что его отравили нервно-паралитическим ядом «Новичок» в аэропорту в сибирском Томске. Российский самолет совершил экстренную посадку, чтобы доставить больного в ближайшую больницу. В ближайшие дни, пока Навальный лежал в коме, на российские власти обрушился целый шквал осуждения — со стороны НАТО, западных правительств и, не в последнюю очередь, прессы. С тех пор ситуация не изменилась.
Только на сайте норвежской телерадиовещательной корпорации NRK мы находим порядка 80 новостей об отравлении. В других норвежских СМИ обнаружатся еще сотни аналогичных статей — с единодушным осуждением российских властей и лично Владимира Путина. Здесь двух мнений быть не может: перед нами — попытка убийства, за которой стоит Путин. Разгневанные СМИ наперебой требуют более строгих санкций.
Антироссийский шквал не оставляет публике сомнений: на жизнь оппозиционера покушалась Россия. Так и задумано. Но все не так просто, как некоторым хочется, чтобы нам казалось. Оглядываясь назад, можно увидеть немало нестыковок.
Причастность российских властей не доказана
Во-первых, Навальный получил в России своевременную медицинскую помощь, которая спасла ему жизнь. После этого Россия согласилась отправить его в Германию для дальнейшего лечения и расследования. Зачем же российские власти на это согласились, если якобы хотели его убить? И неужели не нашлось более простого способа убрать назойливого критика?
К тому же спустя несколько недель Навальный выздоровел и снова вернулся к своей политической деятельности. Довольно странный исход для отравления нервно-паралитическим ядом, настолько смертоносным, что хватает даже крошечной капли.
В укромном месте в читательской колонке в газете Bergens Tidende от 10 сентября мы находим мнение одного из усомнившихся в точке зрения официальных норвежских СМИ. К этим сомнениям есть повод прислушаться, ведь говорит специалист. Но почему, спрашивается, он должен довольствоваться читательской колонкой? Почему никто из журналистов не взял у него интервью с возражениями против «установленной истины»?
Профессор химии Бергенского университета Лейв Сюднес (Leiv Sydnes) пишет: «Не доказано, что за нападением на Навального стоит Россия». Вопреки тому, что нам сказали, нейротоксин «Новичок» могут производить не только российские военные. Как получить это вещество, вполне известно, говорит профессор химии. Значит, в теории произвести яд может всякий, у кого имеется доступ к современной лаборатории.
Может быть, есть кто-то еще, кому выгодно убийство Алексея Навального? Что, если покушение совершили, чтобы возложить вину на российские власти? Будь у нас критическая пресса, нас ждали бы интересные рассуждения.
СМИ и «соцзаказ»
Западная журналистика, как правило, предвзята в отношении России. Многое строится на материалах западных спецслужб, которые редакции слепо принимают на веру. Эта информация считается истиной в последней инстанции. Задавать критические вопросы редакторы явно не могут — или не хотят.
Может, так в представлении редакций выглядит «соцзаказ»? Сейчас, когда наша страна почти что превратилась в плацдарм против России, чтобы узаконить военную эскалацию, надо пробудить подозрения к нашему восточному соседу и даже демонизировать его.
Надо, чтобы мы научились ненавидеть Россию и бояться ее!