Пока продолжаются конфликты на Кавказе, обостряются отношения между Францией и мусульманскими странами, прежде всего Турцией; пока по всей Европе вводится новый локдаун, и мир обеспокоенно ждет американских президентских выборов, одна новость прошла практически «под радарами», а кое-что еще, что имеет отношения к этой истории, прошло под радарами настоящими… Речь идет о крупномасштабном авиационном ударе российских сил по боевикам в Идлибе в начале текущей недели.
Возможно, новость звучит заурядно, но на самом деле тут есть о чем задуматься. Активная фаза российско-сирийского наступления на северо-западе Сирии уже несколько месяцев как остановлена, и поэтому любой удар вроде этого, а в особенности столь мощный, конечно, несет определенный политический посыл.
Россия нанесла крупномасштабный и мощный авиаудар по боевикам, застав их врасплох. Учитывая аспекты договора между Путиным и Эрдоганом (начала этого года) по поводу судьбы Идлиба, боевики ожидали, что их вовремя оповестят о запланированной акции и у них будет время укрыться…
К какой бы радикальной группировке боевики ни принадлежали, будь то даже «Исламское государство»* или «Аль-Каида»*, которая уже поменяла много имен, но не свои методы, они оказались не готовы к подобному. Однако в данном случае удар был нанесен не по «ИГИЛ» или «Аль-Каиде», а по базе группировки под названием «Файлак аш-Шам». Почему это важно? Потому что это одна из крупнейших группировок, тесно сотрудничающих с Турцией. Иными словами, «Файлак аш-Шам» — под крылом у Турции (в этой связи не удивляет, что атакованная база находится всего в нескольких километрах от турецкой границы).
Более 80 погибших и еще больше раненых — таков результат неожиданного нападения в понедельник. Это событие вписывается в общую картину, которая значительно шире Идлиба и вообще войны в Сирии. По сути это откровенное политическое послание Владимира Путина турецкому президенту Реджепу Эрдогану.
Вызов ли это? Провокация ли? Нет. Это такой «прицельный удар», которым пытаешься сделать искореженный лист железа снова ровным. Так и Путин пытается вернуть Эрдогана обратно на ровный путь в момент, когда тот демонстрирует наполеоновские замашки и амбиции. Если посмотреть, где сейчас Турция активна: Сирия, Кипр, Греция, Нагорный Карабах, то понимаешь, что все это зоны российских интересов. Конечно, можно посмотреть и с турецкой геополитической перспективы, и тогда приходится признать, что российские интересы буквально окружили Турцию, и своими агрессивными действиями та пытается прорвать это кольцо.
Но это кольцо вокруг Турции не сжимается, и Турция это знает. Это кольцо Эрдоган хочет отбросить и расширить вокруг себя, чтобы турецкое пространство для маневра стало больше, а с ним и турецкое влияние.
Российско-турецкое вынужденное «сотрудничество», если о нем все еще можно говорить, возможно, представляет собой самое удивительное явление на геополитической арене последних нескольких десятилетий. Эти две державы с очень продолжительной историей взаимоотношений прилагают большие усилия, чтобы их сотрудничество способствовало реализации интересов обеих, однако в итоге их интересы неизбежно сталкиваются. Конечно, это сотрудничество непродолжительно, и в последние месяцы мы наблюдали, с какой скоростью могут развалиться даже более крепкие союзы (пример — Москва и Минск; правда, Лукашенко все же вернулся в российские «объятия» ввиду новых обстоятельств). На данном этапе Россия осознает, что Турция рвется вперед в самых разных регионах, и только вопрос дней (или, если хотите, километров), когда она вторгнется глубоко в критичную зону российского влияния, если не в саму Россию.
Россия все еще придерживается некоторых старых принципов, полагаясь на саму себя, вместо того, чтобы задействовать разных посредников. Можно сказать, что это отчасти советское наследие (пример — вторжение в Афганистан советской армией, тогда как вторая сторона сосредоточилась на укреплении сил посредников, в том числе талибов). Но также понятно, что у России не такой уж большой выбор потенциальных посредников.
Турция активно работает с посредниками, которые преследуют ее интересы за ее пределами. В этом заключается одна из причин, почему в последние годы Эрдоган из относительно светского и бюрократического политика почти превратился в религиозного лидера, который с готовностью преподносит себя как защитника ислама на международной арене. Его недавняя стычка с французским президентом вписывается в этот образ, который, кстати, имеет успех.
Эрдоган стоит на одной линии между скрытым радикализмом и демонстративной отчужденностью некоторых религиозных авторитетов Залива. Иными словами, он идеальный образец и лидер для новой волны консервативных мусульман, особенно молодых в Европе, а также в других частях мира. При этом он создает впечатление о Турции как о мощной стране-завоевательнице, которая будет новым примером взлета на пик власти.
Однако путь к этому пику пролегает через зону российских интересов. Россия, которая, разумеется, не намерена воевать с Турцией, ведь та все еще член НАТО, вынуждена идти на сближение с Эрдоганом и делать определенные уступки ему, но и осаждать, когда он слишком зарывается.
Сейчас самый серьезный конфликт на территории Малой Азии разворачивается вокруг спорного Нагорного Карабаха, где столкнулись Азербайджан и Армения. До недавнего времени Россия относительно мирно сотрудничала там с обеими странами, поскольку все они выходцы из одной бывшей советской семьи. Но теперь разгорелся жестокий вооруженный конфликт, который, судя по всему, обостряется с каждым днем. Учитывая, что армяне контролируют Нагорный Карабах еще с 90-х, нетрудно догадаться, кто выступил инициатором этого конфликта, хотя стороны и обвиняют в нападении друг друга. Тем не менее в большей мере, конечно, инициатор Азербайджан, правда, не главный. Главным инициатором этого конфликта является Турция, которая, пользуясь своим влиянием на Азербайджан и оказывая ему большую поддержку, хочет ослабить Армению.
Армянские власти пойдут так далеко, что скажут: «Турция на самом деле хочет продолжить геноцид, начатый сто лет назад». Пока, правда, такой перспективы нет, но страх армян, конечно, не безоснователен. Из этих двух постсоветских государств большее влияние Россия оказывает на Армению, в том числе по религиозным причинам, что также справедливо в случае Турции и Азербайджана.
С самого начала этого конфликта обсуждается наиболее опасный сценарий, при котором конфликт перерастет в прямое вооруженное столкновение между Россией и Турцией. Россия со своей стороны предпринимает максимум усилий, чтобы избежать такого развития событий, и в этом одна из причин, почему она отказывается откровенно поддержать одну из сторон. Вместо этого россияне задействовали дипломатов в Ереване и Баку, чтобы остановить конфликт. Две попытки перемирия не увенчались успехом. Попытку, было, предприняли и США (Трампу не помешают внешнеполитические очки накануне выборов), но все развалилось, еще не успев начаться.
У Путина сейчас новая идея: начать переговоры об окончании конфликта, но в широком формате, чтобы вместо России, США и Франции теперь в них поучаствовали другие европейские страны, а также Турция. Разумеется, встает вопрос, как склонить Турцию к мирному окончанию конфликта, который она явно хочет завершить совсем по-другому — захватом азербайджанцами Нагорного Карабаха (это еще больше возвысит Эрдогана и сделает его героем в мусульманском мире).
Почти всем уже понятно, что агрессивные игроки, такие как Эрдоган, не реагируют на дипломатическое давление. Например, недавно он даже Соединенным Штатам запретил не то, что вводить санкции против Турции, а даже «планировать их» (из-за закупки российских систем С-400, а это, кстати, еще один странный момент в российско-турецком сотрудничестве, выходящем за рамки всех правил). Понимая это, Россия в понедельник нанесла удар по протурецким боевикам и перебила их несколько десятков. Не удивит, если этих боевиков как раз готовили к боям в горной местности, поскольку оттуда их в большом количестве отправляют прямо в Нагорный Карабах. Если так, то послание Путина впечатляет еще больше.
Воспримет ли Эрдоган это послание? Посмотрим. Если в обозримом будущем он появится за столом переговоров о судьбе конфликта между Арменией и Азербайджаном, то будет ясно: послание он принял и понял. Если нет, то России придется отправить ему послание «повесомее».
* запрещенные в РФ террористические организации, прим. ред.