У претендентов на кресло в Овальном кабинете остались считанные часы, чтобы убедить ещё не проголосовавших избирателей. Cейчас Трамп проигрывает Байдену целых 7%. Но и это уже успех, ведь за минувшую неделю действующему президенту удалось отыграть у демократического кандидата 3%. Трампу также неожиданно удалось догнать Байдена по результатам соцопросов во Флориде — штате, результат голосования в котором чаще всего совпадает с итогом национальных выборов. Воодушевлённый таким поворотом, Трамп сделал ставку на тактику «финального рывка»: им запланированы 14 предвыборных выступлений в Мичигане, Айове, Северной Каролине, Джорджии и Флориде в последние три дня перед выборами. Это ключевые или так называемые «колеблющиеся» штаты, голосование в которых уже не раз решало исход выборов в стране. Чтобы выиграть выборы при нынешнем отставании от соперника, Трампу необходимо как минимум вырвать победу во Флориде и в Пенсильвании. Если оба эти штата поддержат Байдена, шансов на второй срок у Трампа практически не останется. Ведь чтобы сохранить за собой президентское кресло, ему нужно будет тогда одержать победу во всех остальных ключевых штатах, а это просто невозможно.
Пока Трамп сосредоточился на Twitter-атаках против своего оппонента. Он уже предупредил избирателей о планах Демократической партии расширить состав Верховного Суда, судьи которого принимают решения по вопросам иммиграции, однополых браков, права на аборт и т.д. «Многие новые судьи будут левыми радикалами», — предупредил Трамп, который давно уже говорит о «левом уклоне» Байдена и называет его социалистом.
Битва за «пока ничьи» штаты
Финальный забег избирательной гонки в «колеблющихся» штатах будет продолжаться до последнего.
Вот эти штаты и предсказания социологов в их отношении:
Аризона (11 выборщиков): традиционно с 1950 года голосует за республиканцев, их победную серию удалось прервать лишь Биллу Клинтону в 1990-е. Свой кредит доверия действующий президент в этом штате, похоже, утратил. Около трети электората штата составляют латиноамериканцы, которые недовольны политикой администрации Трампа в вопросах натурализации и историей с пограничной стеной с Мексикой. По данным соцопросов, пока в Аризоне лидирует Джо Байден (49 против 45 у Трампа).
Флорида (29 выборщиков): пока в этом штате по данным опросов у Байдена более сильные позиции (49% против 45% у Трампа). С электоральной точки зрения Флорида неоднородна — республиканскими являются север и юго-запад штата, тогда как в районе Малибу и Палм-Бич проживает демократический электорат. Проблемой для Трампа здесь стала утрата симпатий пенсионеров, по которым больно ударила пандемия. Однако у него здесь есть и свой козырь — кубинские иммигранты, которые от ненависти к братьям Кастро очень болезненно относятся к образу «социалиста», который Трамп постоянно «шьет» Байдену. И этот фокус президенту, судя по всему, удался: на выборах 2016 года поддержка этой группой населения Хиллари Клинтон была значительно выше, чем Байдена сейчас.
Джорджия (16 выборщиков): у кандидатов в этом штате практически паритет — 48% поддерживают Байдена, 47% — Трампа. Начиная с 1996 года в Джорджии всегда выигрывали республиканцы, однако демографическая картина в штате серьезно изменилась, за последние годы значительно сократилась доля пожилых белых избирателей — традиционного оплота республиканской партии. Байден рассчитывает на поддержку чернокожего населения, которое составляет около 30% населения штата. Трамп может рассчитывать на симпатии сельских общин, им близки консервативные ценности республиканцев.
Айова (6 выборщиков): по данным опросов кандидаты здесь также идут ноздря в ноздрю: 48 к 47 в пользу Байдена. Четыре года назад Трамп выиграл выборы в этом штате, однако в Айове сейчас очень много недовольных работой администрации Белого дома по борьбе с пандемией.
Невада (6 выборщиков): согласно соцопросам, здесь лидирует Байден (49% против 43% у Трампа). У демократов в этом штате зарегистрировано больше избирателей, чем у республиканцев, однако рейтинг Байдена здесь в последние дни немного ого снизился, да и на демократических праймериз избиратели штата поддержали не его, а Берни Сандерса.
Экономика штата сильно пострадала от пандемии, просел туристический сектор и индустрия развлечений (Лас-Вегас). Это играет против Трампа, но он, однако, рассчитывает возместить убыль стороннников, заручитвшись поддержкой мормонов (их в Неваде около 500 тыс.). Трамп апеллирует к близким мормонам традиционным семейным ценностям и традиционной модели брака как союза мужчины и женщины.
Северная Каролина (15 выборщиков): по данным опросов, лидерство здесь пока за Байденом (49% к 46%). Но электорат здесь расколот по месту проживания: традиционно сельские районы штата поддерживают республиканцев, а столица и университетские городки голосуют за демократов.
Огайо (18 выборщиков): здесь у Трампа и Байдена полный паритет — по 47% у каждого. Этот штат — один из наиболее трудно прогнозируемых в плане итогов голосования. Ещё ни один республиканец не становился президентом, проиграв выборы в Огайо. В 2016 году Трамп одержал здесь триумфальную победу благодаря местному белому рабочему классу и «белым с университетским образованием», которые были настроены против Хиллари Клинтон лично. Однако позиции Трампа пошатнулись в связи с нарушением им предвыборных обещаний: он клялся, что обеспечит штат новыми рабочими местами. Вместо этого в 2018 году был закрыт крупный завод General Motors. Кроме того, Трамп недальновидно успел поссорится с крупнейшим работодателем в штате — производителем шин «Good Year». В августе президент призвал к бойкоту этой компании, руководство которой запретило сотрудникам носить одежду и кепки с лозунгом Трампа «Сделаем Америку снова великой». Так что, как видим, демократам для дискредитации Трампа в Огайо напрягаться особо не пришлось, президент обошёлся своими силами.
Пенсильвания (20 выборщиков): у Байдена здесь пока явное лидерство — 51 % против 44%. Трамп выиграл выборы в этом штате в 2016 году, но с тем пор его рейтинг здесь сильно пошатнулся. Пенсильвания также неоднородна в электоральном плане: крупные города Филадельфия и Питтсбург являются оплотом демократов, сельские районы и посёлки городского типа голосуют за Трампа. Таким образом все будет зависеть от выбора жителей пригородов и средних городов. Трамп пытается мобилизовать здесь традиционный республиканский консервативный электорат — сторонников запрета на аборты и граждан, поддерживающих право на ношение оружия. Преимущество Байдена обеспечила поддержка чернокожего населения штата: сейчас она выше, чем была у Хиллари Клинтон в 2016 году.
Южная Каролина (9 выборщиков): лидирует здесь Трамп (51% против 44%). Это комфортный для президента отрыв, особых сюрпризов для себя республиканцы не ждут.
Техас (38 выборщиков): у Трампа незначительное преимущество (48% против 47%). Техас — главная болевая точка для Трампа и Республиканской партии, с 1980 года штат был непоколебимым оплотом этой партии. Такой результат предвыборных соцопросов в традиционной вотчине республиканцев сродни катастрофе. Главная причина происходящего заключается в изменении демографической картины за последние годы — возросла доля латиноамериканцев, чёрных, азиатов в населении штата. Белый электорат в пригородах стал моложе, а соответственно, менее консервативным. Из-за большого количества избирателей победа Байдена в Техасе может практически решить исход общенациональных выборов в его пользу.
Висконсин (10 выборщиков): с 51% здесь лидирует Байден (у Трампа 43%). В 2016 году выборы здесь выиграл Трамп, однако былой популярности уже не осталось — во многом из-за пандемии. В крупных городах Милуоки и Мэдисон сильны симпатии к демократам, север и запад штата про-республиканские, судьбу выборов будут решать пригороды. Любопытно, что штаб Трампа, похоже, поставил крест на Висконсине — бюджет на предвыборную рекламу в штате неожиданно был сокращён, а дополнительные средства переброшены в Аризону, Флориду и Пенсильванию, за которые республиканцы намерены бороться до конца.
Итак, общая ситуация для Трампа складываемся не очень благоприятно. На выборах президента США 2020 года ожидается беспрецедентно высокая явка избирателей, а это плохой знак для действующего президента. Главная причина того, что Хиллари Клинтон потерпела поражение в 2016 году в коллегии выборщиков, являясь при этом лидером общенационального голосования, заключалась как раз в том, что многие американцы попросту не пришли голосовать.
За неделю до официального голосования 3 ноября уже отдали свои голоса по почте более 70 миллионов американских избирателей — это абсолютный рекорд. И это тоже не очень хороший сигнал для Трампа — ожидается, что по почте предпочитают голосовать демократы, поэтому Демократическая партия США и требовала узаконить эту форму голосования. Республиканские избиратели предпочитают голосовать очно. Разумеется, пандемия covid-19 внесла значительные коррективы, но тенденция всё равно сохраняется. Первые результаты досрочного голосования демонстрируют устойчивое преимущество Байдена, однако явка республиканского избирателя на участки 3 ноября неизбежно подкорректирует ситуацию.
Пандемия повлияла не только на способ голосования, но и стала «главным спонсором» избирательной компании в США. Улучшение ситуации на рынке труда и создание новых рабочих мест были одним из главных козырей Трампа, однако covid-19 спутал все карты республиканской администрации. Уровень безработицы в США, составлявший в феврале, до пандемии, всего 3,5%, взлетел в середине апреля к рекордным 14,7%. Во втором квартале американский ВВП впервые с 1947 года рухнул на 33%. Оправдания Трампа, что, если бы не устойчивый рост американской экономики до пандемии, она ударила бы по Соединённым Штатам намного сильнее, у многих американцев, потерявших работу, пока не находят отклика. Люди как никогда нуждаются в стабильности, и на этом фоне импульсивный президент Трамп многим кажется не лучшим выбором. Для того, чтобы победить в 2020-м, Трампу понадобится чудо посильнее, чем в 2016-м.
Вина России
Устоявшиеся представления о том, что администрация Трампа более лояльно настроена по отношению к России, по сути своей иллюзорны. Да, республиканцы в отличие от демократов в гораздо меньшей степени склонны читать нотации и «учить Россию жить по-американски». Но и демократы занимались поучениями в адрес России в основном в эпоху Клинтона, сегодня лекции сменились открытой враждебностью обеих партий. Причем санкционный режим в отношении России при республиканцах оказался наиболее жестким. За последние четыре года Соединенные Штаты ввели столько санкций против России, что практически исчерпали все свои возможности в этом отношении. 25 октября помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен сообщил на брифинге в Белом доме, что возможности оказания санкционного давления на Россию практически исчерпаны.
Вопрос о новых санкциях возник после сообщения директора национальной разведки США Джона Рэтклиффа о том, что Россия якобы получила доступ к данным американских избирателей и может воспользоваться ими для того, чтобы повлиять на результаты выборов. Днём позже The New York Times опубликовала информацию (со ссылкой на свои источники в американских спецслужбах) о том, что российским хакерам удалось получить доступ к компьютерным сетям федеральных ведомств и возможность вмешаться в ход выборов. Разумеется, на стороне Трампа, которому газета давно и нежно «симпатизирует».
22 октября Агентство по кибербезопасности и обеспечению защиты информации США сообщило об атаке российских хакеров на интернет-сети федеральных учреждений.
Результатом этой мощной информационной компании стали посыпавшиеся со всех сторон требования разобраться с «российским вмешательством» в выборы в США. В первый вторник ноября будут выбирать не только президента и вице-президента страны, но и 35 сенаторов, палату представителей Конгресса в полном составе (435 человек), 13 губернаторов и местную администрацию. С учетом этого фактора для рядовых американцев история о якобы имеющем место российском вмешательстве в выборный процесс в США звучит просто апокалиптично: русские украдут наши выборы, конец света!
Та же The New York Times считает, что и Байден, и Трамп должны выступить здесь единым фронтом и пригрозить России «ответными карательными мерами». Стратегия в отношении России, по мнению издания, должна выглядеть как «сдерживание и устрашение».
Таким образом, выборы ещё не состоялись, а виновный в результате, который точно не удовлетворит миллионы, уже назначен — это Россия. В отношении России в Соединённых Штатах сейчас, к сожалению, повсеместно действует принцип «презумпции виновности». И это значительно снижает шансы для победителя (любого из двух возможных) выбраться из воронки затянувшегося противостояния и перейти к выстраиванию конструктивного диалога по ключевым вопросам международной безопасности.