В этом году Россия участвует в американских выборах, по крайней мере так видится со стороны, с намного меньшим рвением, чем в 2016 году, когда в состязании Трампа с Клинтон Москва сделала ставку на кандидата «мачо» от республиканцев.
Однако он совершенно не оправдал ожиданий. Поэтому теперь, после такого просчета, мнения представителей российской политической элиты разнятся, и нет уверенности в том, кого нужно поддерживать, а кого ослаблять.
«Гадать о том, кого предпочитают в Москве, Трампа или Байдена, совершенно бессмысленно. Поскольку Россия — враг как для республиканцев, так и для демократов. Пусть и не номер один», — ответил «Денику Н» на вопрос, какому результату американских президентских выборов обрадовались бы в Кремле, российский публицист и комментатор Константин Эггерт.
В конце сентября «Блумберг» написал со ссылкой на свои достоверные источники в Кремле о том, какая паника там воцарилась из-за возможного ухода Дональда Трампа из Белого дома. Якобы рассматриваются самые разные кризисные сценарии, касающиеся ядерного оружия, отношений с Китаем, экспорта энергоносителей, антироссийских санкций и разных конфликтов по всему миру.
Но на самом же деле усилия России, направленные на очернение Джо Байдена, ни в какое сравнение не идут с тем, что русские устроили в 2016 году, когда вели дискредитационную кампанию против демократа Хиллари Клинтон.
Тогда в известном ток-шоу Владимира Соловьева на российском государственном телевидении, например, ей наносили удары ниже пояса. Например, участники разговора намекали на недостаточную сексуальность Клинтон. «В любом возрасте у женщины есть право на секс», — заявил тогда Соловьев. «Единственный плюс Хиллари в том, что ей изменил муж, и люди ее жалеют», — заявил другой оратор.
Другой политолог в российской телевизионной дискуссии в 2016 году признал: «Мы все здесь болеем за Трампа!» Еще один добавил: «Это честный человек!» Почему Москва тогда так рьяно поддерживала Трампа?
По мнению Эггерта, в Кремле боятся не столько американского президента, который бряцает оружием и критикует Россию, сколько лидера типа Обамы, который хотел перезагрузить российско-американские отношения и выбросить образ врага на свалку истории.
На самом деле для российского президента Владимира Путина нет ничего хуже дружбы и толерантности от тех, кто еще вчера представлял угрозу. Это разрушило бы всю его концепцию внутренней политики, основанную на постоянном сопротивлении внешнему врагу. Только «Россия в осаде» — удобоваримое оправдание для ограничения гражданских свобод, низкого уровня жизни миллионов граждан империи и технического отставания во всем, кроме оружия, да и то не всего.
Так же думает Татьяна Становая, глава аналитической компании R.Politik (Reality of Russian Politics). В статье для московского центра Карнеги она, в частности написала: «В России часто говорят, что президентские выборы в США — важнейшее событие во внутренней российской политике». Ведь результаты американских президентских выборов сказываются не только на внешнеполитической деятельности Кремля, но и на том, как он будет действовать дома.
Вот только на этот раз в Кремле якобы не могут решить, кого выбрать. Трамп совершенно себя не оправдал, и хотя русские традиционно боятся демократов, Байден не Обама, и его приход на высший государственный пост может принести положительные для Кремля изменения.
Плюсы и минусы Трампа
Главное, в чем для Кремля заключается преимущество Трампа и чем в Москве хотели бы продолжить пользоваться, это раскол в западном мире, в который он внес свой вклад.
Разобщенность подхода Запада к целому ряду международных проблем, начиная с беженцев и заканчивая экологией, дает России возможность играть на мировой арене более значительную роль. Она может искать в стане врага союзников и вместе с ними продвигать свои интересы.
«В Кремле воцарилась эйфория, в Государственной думе аплодировали, либеральные демократы устроили банкет, а Маргарита Симоньян (глава российского телеканала Russia Today, RT — прим. авт.) призвала автомобилистов вывесить на своих машинах американский флаг», — вспоминает Татьяна Становая.
Восторг, который когда-то в России вызвала победа Трампа, не удивителен. После Обамы, с которым Путин не нашел общего языка, появился человек, который намного больше устраивал российского хозяина Кремля своей риторикой, поведением, внешностью и взглядами на женщин и меньшинства.
Кроме того, Трамп не давал русским советов о том, как им себя вести, чтобы войти в демократическое цивилизованное общество. Он не настаивал на либеральных ценностях и соблюдении прав человека. Циничный прагматик был намного ближе Путину, чем интеллектуал и идеалист.
К тому же вначале Трамп призывал наладить разумные отношения с Путиным, а главным врагом называл Китай, а не Россию. Он казался новым американским союзником Москвы.
Но есть еще и минусы, которых немало
В частности, Путина в Трампе не устраивает то, что он прицепился к проекту, который для России очень много значит. Речь о строительстве газопровода «Северный поток — 2» от российских берегов по дну Балтийского моря к немецкому побережью. Прямо. Без необходимости постоянно договариваться с транзитными государствами: Украиной, Польшей и, наконец, иногда с Белоруссией.
Все это время США пытались проект остановить, объявляя все новые и новые санкции, направленные против компаний, которые принимали участие в прокладке труб по дну моря, и пика эти усилия достигли в последнюю неделю октября. Вашингтон сообщил о расширении санкций, которые теперь коснутся и других фирм, участвующих в строительстве.
Кроме того, что Трамп портит русским их энергетический проект века, именно он, а не Обама, начал поставлять Украине современное огнестрельное оружие и системы вооружений. Также при Трампе часть американских солдат переводится из Германии в Польшу, и невиданно увеличился американский военный бюджет, что заставляет россиян тратить на вооружения больше, чем способна их экономика.
Именно республиканцы добились новых санкций как против российских компаний, так и против физических лиц.
При Трампе из США выслали несколько российских шпионов, работавших под «прикрытием» в виде дипломатического паспорта, и были закрыты несколько консульств.
14 дней назад американцы обвинили шесть российских сотрудников спецслужб в массированных кибернападениях.
Получается, что Трамп и Путин хоть и понимают друг друга лучше, чем Путин и Обама, а может, и Байден, но на деле Трамп создал Москве проблемы.
Но Эггерт советует, прежде всего, не переоценивать роль России для Соединенных Штатов.
«Для любого американского президента внешнеполитической проблемой номер один останется Китай. Путинская Россия с ее плохой демографической ситуацией, отсталой экономикой и цветущей коррупцией не способна стать для Белого дома главной темой. Хотя, конечно, она стоит на втором, третьем или четвертом месте в списке внешнеполитических вызовов для Америки», — заявил российский комментатор «ДеникуН».
Худшее из двух зол — демократы
Хотя демократы для россиян всегда были худшим из двух зол, сейчас Кремль начал готовиться к приходу демократа Байдена. В нем ищут более позитивные качества, стараясь не думать о том, что он сразу начнет учить Россию правам человека и призовет наказать за их последовательное нарушение.
Скажем, он, по всей видимости, будет готов восстановить переговоры о продлении СНВ-2 (российско-американское соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений).
И пусть критика из-за нарушения демократических правил будет звучать из его уст чаще, говорить о практических вещах с ним будет проще, чем с Трампом.
Весной этого года российское телевидение и, прежде всего, одна из его величайших звезд Владимир Соловьев упирали на сложную обстановку в США из-за пандемии и отношение Трампа к ней, чтобы показать, насколько все хорошо в России и какие ошибки совершает американский президент. В этом году российские СМИ хвалят Трампа намного меньше, чем перед выборами 2016 года, когда его соперницу Хиллари Клинтон российские политологи в той же передаче Соловьева называли «женщиной с тиком и Альцгеймером».
Но нужна ли Москве вообще дружба с США?
Уход Трампа для сторонников внутренней российской консервативной политики и репрессий, как и для самого Путина, стал бы ощутимой потерей. Ведь ничто не помогает укрепить режим лучше, чем удобное ухудшение отношений и ситуации с безопасностью в мире.
Пока США будут играть для Кремля роль потенциального агрессора и пугала, российские воинствующие круги могут вооружаться, запугивать граждан и ограничивать гражданские свободы во имя обороны родины. Президент США, которым нельзя запугать, — вот настоящая катастрофа для режима Путина.