Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Die Welt (Германия): чего Европе ожидать от Джо Байдена — а чего нет

Европа ликует в связи с победой Джо Байдена на президентских выборах в США. Но того, кто готов поставить на упрощение трансатлантических отношений после ухода Трампа, ждет разочарование. Вот четыре надежды, которые, пожалуй, не оправдаются

© РИА Новости Илья Наймушин / Перейти в фотобанкАрбуз, на котором вырезан портрет кандидата в президенты США – Джозефа Байдена
Арбуз, на котором вырезан портрет кандидата в президенты США – Джозефа Байдена - ИноСМИ, 1920, 12.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда объявили, что Байден победил на выборах в США, Европа вздохнула с облегчением. Эксперты уверены, что трансатлантическим отношениям Байден пойдет на пользу. Однако Die Welt перечисляет четыре важных политических вопроса, по которым европейцев, скорее всего, ждет разочарование.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы отношение к уходящему президенту Дональду Трампу было далеко не таким плохим, как в Германии и большинстве «старых» стран-членов ЕС.

Правые популисты на постах премьер-министра в Венгрии и Словении ощущают тесную идеологическую связь с Трампом. А такие страны, как Польша и Литва, получали от Трампа большую поддержку в области безопасности, чем от его предшественника Барака Обамы.

Тем не менее в большинстве европейских стран после избрания Джо Байдена новым президентом США вздохнули с облегчением. «В последние годы с выборами редко бывали связаны столь большие надежды, как сейчас», — сказал, к примеру, глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн (Jean Asselborn) в интервью газете Luxemburger Wort. Наконец-то «четырехлетний спектакль закончился», добавил он. А глава НАТО Йенс Столтенберг уверен, что Байден будет «активно поддерживать наш альянс».

Глава комитета Европарламента по иностранным делам Дэвид Макаллистер (David McAllister) сказал в интервью нашему изданию: «Трансатлантические отношения, несомненно, выиграют от победы Байдена. Он олицетворяет доверие, надежность и предсказуемость. Эти ключевые принципы нашего партнерства вновь будут действовать, будь то возвращение мультилатерализма, усиление основывающегося на правилах международного порядка, глобальная борьба с пандемией или охрана климата».

Но можно ли говорить о новом «медовом месяце» в трансатлантических отношениях? А вот и нет! В конечном итоге Байден на посту президента может поставить Европу перед еще большими вызовами, чем Трамп.

Если в минувшие четыре года руководство большинства стран ЕС возмущалось зачастую безумными твитами Трампа и отвергало президента США, то теперь для этих стран настала пора действовать. Они должны пояснить новому президенту, почему правительству США следует в корне изменить европейскую политику. ЕС должен продемонстрировать, в какой форме он на самом деле находится и насколько готов вкладываться в трансатлантическое партнерство.

Если конкретно, то это означает вот что: Европе следует брать на себя больше ответственности за происходящее в мире и в первую очередь у собственных «дверей», то есть в Африке и на Ближнем Востоке. Это означает новые военные операции, опасные для европейских солдат, а также намного более существенные расходы на защиту свободы и демократии и значительно большее открытие европейских товарных рынков, например, в аграрном секторе.

Однако почему для европейцев мало что изменится?

Мало надежды на новый курс НАТО

Во-первых, Трамп со своей политикой по ЕС и НАТО в значительной степени действовал в традициях своих предшественников — Клинтона, обоих Бушей и Обамы.

Он требовал «более справедливого» распределения расходов между трансатлантическими партнерами и призывал европейцев брать на себя больше ответственности за происходящее в мире — но делал это намного более напористо и грубо (в частности, в Твиттере).

Несмотря на то, что он временами действовал, не посоветовавшись с другими (например, когда принял решение о частичном выводе американских войск из Сирии), и зачастую позволял себе весьма сомнительные высказывания в адрес оборонительного альянса, Трамп тем не менее всегда держался за НАТО — он просто хотел, чтобы альянс изменился и больше соответствовал веяниям времени.

Во-вторых, тенденциозная и протекционистская торговая политика Трампа, которая так не по вкусу европейцам (о чем говорит, например, поддержка концерна Airbus), также имеет в США многолетние традиции (по меньшей мере с конца 1980-х годов).

Давление шло, как правило, со стороны Конгресса, и эта политика не изменится. В предвыборной программе демократов, в частности, предусмотрены ультрапротекционистские меры вроде правила «покупай американское» и отказа от переноса промышленного производства в другие страны. Дефицит торгового баланса США с ЕС в прошлом году составил 123 миллиарда долларов, и почти половина этой суммы пришлась на Германию.

Этот момент вполне может лишь еще больше усилить протекционистские настроения в США по отношению к Европе. Это, кстати, касается и запланированного в ЕС ввода «цифрового налога» на американские хайтек-концерны.

Трансатлантического торгового соглашения вроде TTIP при Байдене также не будет — в прошлые годы (и не только при Трампе) предпринималось много попыток в этом направлении, но все они провалились. Немецкие инвесторы отреагировали на это в 2019 году: прямые инвестиции в США составили почти 37 миллиардов евро — максимум с 2001 года.

Борьба против проекта «Северный поток — 2»

В-третьих, Байден, как и Трамп, будет бороться против российско-германского проекта «Северный поток — 2». Многие страны Восточной Европы считают, что этот газопровод, соединяющий Россию и Германию, ущемляет их интересы. Европейская комиссия также имеет большие возражения против него.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель (Josep Borrell) дал понять, что «Северный поток — 2», по мнению европейцев, не является общим проектом и «отвечает интересам одних лишь немцев». Американцы в свою очередь ищут рынки сбыта для своего сжиженного газа, а также озабочены интересами безопасности восточных европейцев.

Таким образом, Байден не отменит введенные в декабре 2019 года санкции против участвующих в этом проекте европейских компаний. Возможно даже обратное: он поддержит инициативу Конгресса по дальнейшему ужесточению санкций, выдвинутую представителями обеих партий.

В-четвертых, при Байдене не изменится и жесткий курс американцев по отношению к диктаторскому режиму в Пекине, который стремится укреплять свое экономическое и, соответственно, политическое влияние.

Прежними останутся и ожидания Вашингтона, что европейцы максимально дистанцируются от Пекина. В первую очередь в американской столице весьма недовольны тем, что именно немецкая промышленность слишком сосредоточилась на бизнесе с Китаем. «Нам нужно выработать единую стратегию относительно Китая», — заявил Макаллистер. И это видение на самом деле может отказаться весьма многообещающим.

Но самые сильные противники ужесточения позиции по отношению к Пекину сидят в Берлине и Париже. Так что Китай останется камнем преткновения в трансатлантических отношениях. При этом, по мнению американцев, речь идет о принципиальном моменте: насколько активно европейцы готовы участвовать в устройстве миропорядка за пределами ЕС?

Однако, несмотря на все острые углы, которые никуда не деваются, трансатлантические отношения несколько успокоятся. США при Байдене вновь будут готовы участвовать в работе многосторонних организаций вроде ВОЗ.

Кроме того, Байден, получавший большие пожертвования от движения сторонников защиты окружающей среды, вернется в так называемое Парижское соглашение — и тем самым продолжит «климатически нейтральную» политику, согласованную ранее на срок до 2050 года.

В целом тон общения между двумя берегами Атлантики вновь станет дружественнее и профессиональнее.

В то же время не так радужно, пожалуй, дело обстоит с большими надеждами европейцев на то, что Байден вновь признает «ядерную сделку» с Ираном. Вашингтон в одностороннем порядке вышел из этого соглашения, тогда как европейцы формально продолжают его соблюдать.

В обозримом будущем в этом вопросе едва ли что-то изменится. Байден также будет настаивать на новой сделке, чтобы сдерживать агрессивную и жестокую политику Ирана в регионе. Так что санкции США против Ирана останутся в силе.

Открытым, по мнению европейских членов НАТО, остается и вопрос о том, как Байден будет действовать в Афганистане. По соглашению между США и террористическим движением Талибан*, все войска НАТО должны покинуть эту страну до конца апреля 2021 года — при соответствующих политических предпосылках и соответствующей ситуации в области безопасности.

Если Байден, в отличие от Трампа, будет готов оставить американских солдат в Афганистане, то и другие страны НАТО, в частности Германия, там останутся.

Но тогда будет ясно и другое: значительно вырастет угроза для европейских солдат. Ведь Талибан, исходя из того, что силы НАТО весной 2021 года покинут Афганистан, с некоторых пор прекратил нападения на западных военных.

Открытым остается также вопрос, будут ли США при Байдене в качестве третьей страны участвовать в новом европейском оборонительном объединении под названием PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны), в рамках которого предусмотрены совместные проекты в области торговли оружием.

При Трампе Вашингтон собирался участвовать в PESCO, хотя бы по чисто коммерческим причинам, так как уходящий президент США опасался, что противном случае американская оборонка потеряет привлекательные рынки сбыта. Если Байден последует примеру Трампа, то можно рассчитывать на более тесное переплетение ЕС и НАТО в сфере политики безопасности и обороны.

* террористическая организация, запрещена в РФ