Двадцать лет назад для молодых и многообещающих шведских футболистов очевидная дорога к большим достижениям пролегала через Нидерланды. За последние же два лета уже четверо шведских талантов отправились в Россию. Сейчас в российской премьер-лиге играют пять представителей последнего на этот год состава сборной Янне Андерссона (Janne Andersson).
Почему Россия интересуется шведами? И почему шведы выбирают Россию?
Когда Янне Андерссон привез свою команду на октябрьский сбор, в ее составе были Маркус Берг (Marcus Berg), Виктор Клаэссон (Victor Claesson), Кристофер Ульссон (Kristoffer Olsson), Карл Старфельт (Carl Starfelt) и Йордан Ларссон (Jordan Larsson). Этих пятерых объединяет то, что все они играют в российской премьер-лиге. В октябре ее игроков в шведской сборной было больше всего.
4 ноября ситуация в команде была точно такая же.
«Я стал здесь более физически тренированным — это, пожалуй, самое важное. Есть и кое-какие особенности игры, но главная разница в этом», — сказал Карл Старфельт, когда осенью 2020 года его спросили, в чем он больше всего продвинулся за первый год в казанском «Рубине».
Армин Гигович (Armin Gigović), который недавно переехал в Ростов, объяснил, что выбрал российскую лигу, потому что счел ее хорошим этапом развития.
«Поговорив с ними, я узнал, что они за мной следят еще с прошлого года — примерно — но связались со мной только сейчас», — говорит он.
Но каковы же главные причины, почему российские клубы ищут игроков в Швеции?
Шведские футболисты ранжируются высоко
Одна из причин в том, что шведские футболисты дешевле, чем игроки из многих других стран. Но это не единственная предпосылка.
«В России очень уважают шведских футболистов», —объясняет Хану Триведи (Hanu Trivedi), журналист russianfootballnews.com.
По его словам, дорогу в российские клубы шведским футболистам проложили успехи Понтуса Вернблума (Pontus Wernbloom) в московском ЦСКА и Андреаса Гранквиста (Andreas Granqvist) — в «Краснодаре».
«Вернблум просто чудеса творил, он очень улучшил репутацию шведских футболистов. Большую часть времени здесь он был не только одним из первых шведов в лиге, но еще и лучшим полузащитником страны, — говорит Триведи. — В последние годы в числе лучших футболистов лиги мы наблюдали таких игроков, как Виктор Клаэссон, Маркус Берг, Йордан Ларссон и Кристофер Ульссон».
Свою роль сыграло и то, что шведская сборная хорошо показала себя на Чемпионате мира в 2018 году (состоявшемся как раз в России). Она добралась до четвертьфинала. Благодаря этому российские клубы еще чаще стали обращать взор на Швецию.
«По мере того как сюда приезжало все больше шведских футболистов, клубы к тому же поняли, что шведы хорошо вписываются в лигу как по стилю игры, так и по физиологическим показателям. Зимой, например, игрокам из теплых стран бывает очень тяжело переносить местный климат, но скандинавов это как раз не касается, — объясняет Триведи. — Кроме того, шведских игроков потом легко с выгодой перепродавать дальше, потому что у Швеции хорошая репутация в европейском футболе в целом».
Но как вообще обстоят дела с российской лигой? Можно ли ее сравнить с Нидерландами 2000-х годов в роли так называемого «большого шага» на пути к высотам для шведских игроков?
Мнения о ее качестве разные
Здесь мнения расходятся. Журналист Майкл Йохин (Michael Yokhin), который пишет, например, для BBC и ESPN, считает, что российская лига сейчас хуже, чем была несколько лет назад: денег у нее меньше, а качество игры снизилось. А вот Хану Триведи утверждает, что это очень хорошая лига, которая идет сразу за пятью крупнейшими в Европе.
«При определенных обстоятельствах это может быть хороший этап», — говорит Йохин, который считает, что футболист должен попасть в правильный клуб, к правильному тренеру и в правильное время, чтобы действительно извлечь из этого опыта пользу.
Триведи же уверен, что молодые игроки, стремящиеся развиваться и сделать очередной шаг по карьерной лестнице, недооценивают российскую лигу.
«Спортивные объекты в основном очень хорошие, футбол — высокого уровня, и мы видим, что многие молодые футболисты заключают контракты с крупными клубами, после того как поиграли в России», — говорит он.
В одном вопросе он, однако, солидарен с Йохином. «Но, конечно, как и везде, нужно попасть в правильный клуб. Лучшие клубы могут дать молодым игрокам именно то, в чем они нуждаются, а вот у многих клубов из нижней части таблицы — проблемы с финансами, и они не могут обеспечить игроку такую же стабильность».
Эксперт: «Игровое время гарантировано»
Карл Старфельт говорит, что окружающие по-разному отреагировали на его отъезд в Россию. Но, как и Армин Гигович, он убежден, что это хорошо сказалось на его развитии.
Йордан Ларссон с ним согласен.
«Я научился немного активнее использовать свое тело, потому что в этой лиге делают упор на физическую форму. А еще там много крутых полузащитников, так что мне пришлось учиться лучше маневрировать в ближней игре. И регулярнее атаковать ворота», — сказал он на осеннем сборе в Стокгольме.
Хану Триведи называет, например, московский ЦСКА, московский «Спартак», «Краснодар», «Ростов» и казанский «Рубин», говоря о клубах, в которые полезно попасть. Нужно упомянуть и еще одну важную вещь, когда речь идет о шведских футболистах в российской лиге.
«Российским клубам разрешено брать всего по восемь иностранных игроков, а значит, им приходится нанимать людей, основываясь на их таланте и качестве игры, то есть определяя, кто из них лучше, и кто, по их мнению, может быть важнее для клуба. Другими словами, в клубах вроде „Ростова" для таких игроков, как Гигович и Альмквист, игровое время по большому счету гарантировано».
Шведские футболисты в России
Карл Старфельт (Carl Starfelt), казанский «Рубин»
Деннис Хаджикадунич (Dennis Hadžikadunić), «Ростов»
Армин Гигович (Armin Gigović), «Ростов»
Понтус Альмквист (Pontus Almqvist), «Ростов»
Кристоффер Ульссон (Kristoffer Olsson), «Краснодар»
Виктор Клаэссон (Victor Claesson), «Краснодар»
Маркус Берг (Marcus Berg), «Краснодар»
Йордан Ларссон (Jordan Larsson), московский «Спартак»