Интервью с сотрудником варшавского Центра восточных исследований Шимоном Кардасем (Szymon Kardaś).
Biznes Alert: Почему в российском правительстве произошли перестановки? В первую очередь они затронули энергетику.
Шимон Кардась: Особых причин не было, это, скорее, следствие внесения поправок в российскую конституцию, влекущего за собой определенные изменения в области функционирования правительства. Мы наблюдаем сейчас развитие политического процесса, запущенного в начале года. Так что я не вижу никакого второго дна и других поводов, по которым это произошло именно сейчас и именно в такой форме. О повышении Новака, который занимал пост министра энергетики с мая 2012 года, говорилось уже в контексте смены премьер-министра, произошедшей в январе 2020. Считалось, что Новак заменит вице-премьера Дмитрия Козака, курировавшего весь топливно-энергетический комплекс.
— Но тогда эту задачу поручили не Новаку, а Юрию Борисову.
— Да, но, раз мы видим сейчас эти перестановки, значит, в появлявшихся ранее слухах была большая доля правды. Само назначение произошло в рамках второго этапа реконструкции правительства.
— Почему именно Новак удостоился такой чести, какова будет его роль в новом правительстве?
— Повышение Новака связано с несколькими факторами. Во-первых, его бросили на очень важный участок с точки зрения функционирования всего государства. Излишне объяснять, что энергетика была, есть и еще долгое время будет оставаться стратегическим сектором для российской экономики. Новак зарекомендовал себя в этой области как очень эффективный руководитель, которому удавалось находить баланс между зачастую сильно расходящимися интересами различных групп влияния. Следует напомнить, что в России последнее слово в разнообразных стратегических вопросах остается за Кремлем, за Владимиром Путиным. Именно он определяет направление действий и их метод.
Между тем существует много другой деятельности, связанной с текущим управлением сектором. Ей занимается министерство энергетики. Ведомство готовит тексты правовых актов, распоряжений, проекты стратегических документов (в том числе очередные версии энергетической стратегии России), а они идут выше на утверждение. Новак, будучи министром, в течение восьми лет умело занимался всеми этими вопросами.
Вторым важным элементом его работы было выполнение стратегических задач. Это, например, газовые переговоры с Украиной, согласование «зимних пакетов» в формате Киев — Москва — ЕС, заключение нефтяного соглашения в формате ОПЕК+. Новак справлялся с ними довольно успешно. Третьим фактором, способствовавшим его повышению, стала лояльность: он зарекомендовал себя как чиновник без особых политических амбиций, не занимался созданием собственных групп влияния. Власть не видит в нем угрозы, для Кремля это ценное качество. Четвертый аспект — опыт Новака, который он приобрел на министерском посту.
Его повышение служит сигналом, что российское руководство награждает работящих технократов, а не людей, претендующих на самостоятельную роль в политике. Преемник Новака Николай Шульгинов обладает аналогичным статусом. Он много лет возглавлял компанию «РусГидро», на протяжении всей своей профессиональной карьеры был каким-то образом связан с энергетикой. Заметной фигурой в политической жизни Шульгинов не станет, но зато он сумеет эффективно управлять сектором. Роль министра энергетики в системе власти не изменится, Новак в качестве вице-премьера будет, несомненно, выполнять более важную функцию в управлении топливно-энергетическим комплексом, чем он.
— В десятке вице-премьеров как минимум трое связаны с энергетикой: Белоусов, Борисов и Новак. Не породит ли такая концентрация сильных личностей из мира энергетики столкновения интересов и проблем с распределением сфер компетенции?
— Во-первых, следует подчеркнуть, что Борисов перестает курировать ТЭК, он будет отвечать за оборонно-промышленный комплекс. Во-вторых, соперничество, столкновение разных интересов, лоббистских групп, попытки воздействия на отдельных представителей элиты с целью проведения выгодных для этих групп решений — характерные для российского энергетического сектора явления.
В стратегическом плане основным лицом, принимающим решения, остается Путин. Сохранит ли Газпром монополию на экспорт газа по трубопроводам, что будет с экспортом СПГ — такого рода решения принимаются не на правительственном, а на президентском уровне. Именно Путин окончательно утверждает действия по стратегическим вопросам, связанным с функционированием топливно-энергетического сектора. Конкуренция внутри министерств и самой отрасли не исчезнет, в этом плане все останется по-прежнему.
Ситуация может измениться тогда, когда во властной системе не станет Путина, но пока ничто не указывает на то, чтобы действующий президент собирался уходить на политическую пенсию. Так что, несмотря на столкновения различных интересов, именно за Кремлем, а точнее, за Путиным будет оставаться ключевое слово в стратегических сферах. Роль Новака, в свою очередь, будет сводиться к курированию ТЭК и решению проблем, касающихся его функционирования.