Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Балканские египтяне: история переселенцев, прибывших на Балканы 3200 лет назад (Sasapost, Египет)

© AFP 2020 / ARMEND NIMANI Девочка из народности Ашкали в деревне Дубрава, Сербия
Девочка из народности Ашкали в деревне Дубрава, Сербия - ИноСМИ, 1920, 21.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Телеканал «Аль-Джазира» снял документальный фильм о египетском меньшинстве на Балканах. В нем говорится, что сегодня число египтян на полуострове достигает миллиона человек. Они разбросаны по балканским странам, и многие из них — мусульмане. Как они попали в этот регион — до сих пор не ясно. Автор Sasapost попытался разобраться.

В 1990-х годах возникла новая этническая группа на Балканском полуострове — в Македонии, Албании и Косово. Ее представителей называют «египкане», что означает египтяне. Раньше они были известны как «албанские цыгане», но теперь они утверждают, что являются потомками египетских переселенцев, прибывших на Балканы более 3200 лет назад. Итак, какова история балканских египтян?

Фараон Сети I отправил египтян на разведку и они решили остаться

Археологические данные свидетельствуют о том, что египетских богов почитали и уважали на Балканском полуострове. Их статуи присутствовали внутри первых храмов, построенных в регионе. Ярким примером является храм Исиды и статуи богини в Македонии. Кроме того, египтяне упоминаются во многих древнегреческих мифах, свидетельствующих о переселении египтян в эту часть европейского континента. Об этом рассказывается, например, в мифе «Данай и Египт», согласно которому, легендарный правитель Египта Египт и его брат Данай, правитель Ливии, боролись за власть.

В мифах Эсхила говорится, что Египт отправился в поход на царство своего брата, вынудив Даная вместе с дочерями бежать в греческий город Аргос. Там он получил защиту и стал царем. Но в конечном итоге Данай был вынужден подчиниться желанию Египта и женить 50 своих дочерей на 50 сыновьях своего брата. Стремясь отомстить, отец и дочери придумали хитрость: он дал каждой из них по кинжалу и приказал убить мужей в первую брачную ночь. Однако одна из его дочерей Гипермнестра влюбилась в своего мужа Линкея и спасла его от смерти. Впоследствии он убивает Даная, чтобы отомстить за своих братьев, и захватывает трон Аргоса.

Этот древнегреческий миф изображает египтян в образе колонизаторов. Что касается истории, то и здесь упоминается о прибытии египетских переселенцев на Балканский полуостров во время правления фараона Сети I, которые остались там в надежде найти полезные ископаемые.

Исследователи отмечают, что конец «бронзового века» и начало «железного века» (XV-X века до н.э.) были наполнены важными историческими событиями. Железо заняло место бронзы в производстве инструментов и оружия. Это произвело революцию в промышленности и изменило экономики старого мира. Древние цивилизации начали искать полезные ископаемые и отправлять исследовательские миссии по всему миру для поиска железа. Железная революция совпала с правлением девятнадцатой династии в Древнем Египте, представителями которой были фараоны Сети I и Рамсес II, правившие в XIII веке до н.э.

В то время египетские фараоны начали поиск полезных ископаемых не только в соседних странах, но и в Анатолии и на Балканском полуострове. Они отправляли исследовательские миссии для разведки железа. Сначала египтяне жили бок о бок с жителями Балкан, а затем остались там даже после того, как их миссия по добыче железа подошла к концу.

Следы присутствия древних египтян сохранялись вплоть до завоеваний Александра Македонского. Это подтверждает прочность отношений между Египтом и Балканами в древнюю эллинистическую эпоху. Кстати говоря, мифы изображали Александра Македонского сыном Амона и его преемником, а древнеегипетское богослужение на Балканах продолжалось даже во времена правления Римской империи.

Согласно источникам, египтяне на Балканах имели равные права с местным населением или находились в статусе рабов, но все равно они пытались сохранить родной язык, то есть древнеегипетский. Тем не менее положение египтян из низших слоев было похоже на социальное рабство, которое в итоге привело к их изоляции. Большинство египтян работали ремесленниками и торговцами. Кроме того, балканские египтяне преуспели в кузнечном деле, что не удивительно, так как именно они первыми пришли сюда в поисках этого драгоценного металла.

Египтяне или цыгане?

Как считают историки, кризис идентичности балканских египтян проистекает из того факта, что «египетские цыгане» были продуктом второй волны миграции, которая шла не из Египта, а из Малой Азии и Анатолии. Но нет никаких исторических свидетельств, позволяющих определить точное местонахождение этого региона. Об этом можно причитать в книге «История цыган» Елены Марушиаковой.

Это говорит о том, что в средние века произошли две крупные волны миграции на Балканы. Одна — из Константинополя в Болгарию, Сербию и Молдавию, а другая — из «Малого Египта». Достоверно неизвестно, где находился этот регион, но вполне вероятно, что это — Пелопоннес.

Вспомните, что писал Бернарда фон Брейденбаха об этом регионе. Еще в 1483 году он пояснил, что около 300 семей балканских египтян жили в простых бедных хижинах за стенами города Модон в регионе греческого Пелопоннеса и работали кузнецами. В то время они были известны как ремесленники, земледельцы и гончары. Являются ли нынешние балканские египтяне потомками второй волны переселенцев или они были там еще 3200 лет назад?

Слово «египтяне» стало общеупотребительным в XIV и XV веках. Большинство писателей употребляли его, когда говорили о жителях древнего региона, известного как «Малый Египет». Кстати говоря, этот регион упоминается в цыганских мифах, где говорится, что они были правителями «Малого Египта». Некоторые исследователи утверждают, что «Малый Египет» находился на территории современной Антальи (Анатолия) или Малой Азии.

В 1322 году францисканский монах Симеон Симеонис упоминает о прибытии рабов из придунайских стран, которые были похожи на жителей Египта. Он писал, что они «такие же черные, как индийцы, но их лица покрыты татуировками». Слово «египтяне» часто упоминалось в житие святого Барбароса, жившего в XIV веке. Так называли народ, живущий вдоль побережья в регионе Дурракиум, а также цыган, населяющих Балканы. В течение долгого периода использовалось два разных слова — «цыгане» и «египтяне», что указывает на разницу между двумя народами.

Тем не менее исторические свидетельства подтверждают принадлежность балканских египтян к этнической группе, предки которой мигрировали из Египта в Европу еще до нашей эры, но в то же время были и те, кто переселился туда в первые века нашей эры, когда Балканы и Египет были частью единой империи, в эллинистическую и римскую эпохи. В то время население свободно перемещалось с одной территории на другую. Это подтверждает гипотезу о том, что египтяне укоренились на Балканах еще до волн «цыганской» миграции из Индии в средние века, особенно в XIV веке. Европейцы часто путали их из-за внешнего сходства. Так возникла проблема балканских египтян, которые пытались отстоять свою этническую идентичность.

Эту теорию подтверждают археологические карты и исследования, некоторые из которых относятся к эпохе неолита и железного века, а другие — к эпохе эллинизма и римского владычества. Египтяне на Балканах присутствовали в период между правлением Византии и Османской империи. Они смешались с другими этническими группами, включая цыган, особенно в XII-XIV веках. Об этом писал антрополог Робин Зимон, защитивший докторскую диссертацию о балканских египтянах.

Балканские египтяне ждут, когда правительство Египта их признает

В 1970-х годах египтяне на Балканах отстаивали свою национальную идентичность, требуя при переписи населения добавить их в отдельную категорию — «египтяне». Эта кампания продолжалась вплоть до 1990-х годов. Тогда Косово и Албания признали существование балканских египтян, но остальные государства полуострова продолжали игнорировать их конституционные права. В результате балканские египтяне сталкиваются с дискриминацией в процессе трудоустройства и определения заработной платы, а также не имеют возможности получать хорошее образование. Вот почему многие выходцы из низших слоев населения хорошо владеют старинными ремеслами.

В Албании проживает 400 тысяч египтян. Напомним, что общая численность населения страны — 3 млн человек. Но несмотря на это, Албания не признавала их меньшинством до 2017 года, когда им разрешили присутствовать в парламенте страны.

Кстати говоря, в парламенте Косово египтяне также присутствуют. В 2014 году была основана «Либеральная партия Египта». Эмблема партии представляет собой пирамиды, изображенные на египетском флаге. На флаге Республики Косово изображено шесть звезд, каждая из которых представляет одно из конституционно признанных этнических меньшинств, включая египтян. Но так было не всегда. В декабре 2007 года прошли парламентские выборы, на которых египтяне получили места в парламенте в соответствии с решениями миссии ООН по делам временной администрации в Косово. Кроме того, на выборах в Косово принимала участие первая египетская партия «Новая демократическая инициатива», основанная в 2001 году.

Телеканал «Аль-Джазира» снял документальный фильм о египетском меньшинстве на Балканах. В нем говорится, что сегодня число египтян на полуострове достигает миллиона человек. Они разбросаны по балканским странам, и многие из них — мусульмане. Большинство балканских египтян не знают арабского языка, но любят египетскую музыку и песни. Более того, балканские мусульмане ездили в Египет как туристы, чтобы ближе познакомиться с некогда родной страной.

Балканские египтяне — маргинализированное меньшинство. Они долгое время жили в полной изоляции от обществ, в которые они мигрировали, не смешивались с коренными народами и не сочетались с ними браком. Это стало причиной того, что балканские египтяне продолжали оставаться меньшинством более 3 тысяч лет. Кстати говоря, египтяне в балканских странах страдают от высокого уровня безработицы. Уровень безработицы в Косово составляет 40% от общей численности населения, а среди египтян достигает 90%. Любопытно также отметить, что парламентское представительство и конституционные права не смогли искоренить вражду и дискриминацию в адрес балканских египтян.

По мнению балканских египтян, признание их египетским государством может упрочить их положение среди других этнических меньшинств в странах, где они проживают, что в свою очередь поможет им улучшить качество жизни. В 2016 году они потребовали у египетского правительства официально признать их египтянами, живущими за рубежом. Однако требования балканских египтян не нашли никакого отклика, несмотря на их тесные контакты с посольствами Египта на Балканах. В 1991 году посол Египта на Балканах Хусейн Хассуна даже провел встречу с египетской общиной в Македонии.

Каждый год балканские египтяне отмечают годовщину конференции, прошедшей 24 июня 1990 года в Македонии, призывая к сохранению своей этнической идентичности. С 2010 года этот день считается Национальным днём египтян на Балканах. В 2018 году египетская община направила письмо генсеку Верховного Совета Древностей Египта Захи Хавассу с приглашением принять участие в праздновании Национального дня Египта. Он принял приглашение и встретился с президентом Косово Хашимом Тачи, обсудив с ним условия жизни египетской общины на Балканах. Тогда его визит сочли еще одним шагом на пути признания Косово, но на этом все и закончилось.