Азербайджанская армия, сотворившая историю в противостоянии Армении как на поле боя, так и за столом переговоров, в опубликованном видеоролике водрузила турецкий флаг на одной из высот в Карабахе со словами «в честь нашей братской Турции, оказавшей нам поддержку в освобождении Карабаха». На контрольно-пропускном пункте на въезде в Шушу, освобожденную от оккупации, рядом с флагом Азербайджана развевается турецкий флаг. На азербайджанских танках и бронеавтомобилях, въехавших в Агдам спустя 27 лет, были флаги Азербайджана и Турции. Иными словами, «Мехметчик» (Mehmetçik, прозвище турецкого солдата — прим. пер.) еще не в Азербайджане, но во всех уголках Карабаха реет алый флаг с полумесяцем и звездой. А это в очередной раз отчетливо показывает, что лозунг «Азербайджан и Турция — одна нация, два государства» — не просто слова. В очередной раз, потому что не только сегодня, но и в трудные дни 28 лет назад это было так. В этой связи, чтобы лучше понять «вечное братство» и вспомнить героев, которые не смогли увидеть этих дней, также полезно вернуться в те времена…
Март 1992 года, мы в Агдаме… Армяне, захватившие Аскеран после Ходжалинской резни, ведут интенсивный артиллерийский огонь в борьбе за Агдам. «Грады» российского производства днем и ночью обстреливают гражданские цели. Люди в панике бегут из Агдама. Армянским формированиям, атакующим с применением мощных вооружений, сопротивляется азербайджанский добровольческий батальон. Командует батальоном уроженец Агдама Аллахверди Багиров… Мы говорим о командире, который до того, как прибыть на поле боя, был капитаном и тренером агдамской футбольной команды, впервые в Агдаме после распада СССР поднял флаг независимого Азербайджана, погиб, возвращаясь в Агдам в июне 1992 года, когда его автомобиль подорвался на противотанковой мине, и посмертно был удостоен звания «Национального героя Азербайджана» указом президента Азербайджана от 24 февраля 1993 года…
При первой нашей встрече длиннобородый командир в папахе поразил нас своим спокойствием и радушием. Мы были очень впечатлены тем, что увидели в его скромном штабе в Агдаме. На одной из стен висели рядом флаги Азербайджана и Турции. На другой — виднелся портрет Мустафы Кемаля Ататюрка и его изречение «мир в стране, мир во всем мире». «Эти флаги никогда не опустятся», — начал свой рассказ командир Аллахверди, поведав нам о том, как батальон сопротивляется армянам, поддерживаемым русскими. Затем мы вместе отправились на процедуру обмена пленными. Пленных сажали в автобусы и в сопровождении военной машины отвозили в назначенное место на краю линии фронта сразу за агдамским кладбищем. Однако и здесь армяне создавали проблемы и не выполняли достигнутых договоренностей. А то, что рассказывали прибывавшие пленные, поистине ужасало: «Армяне относились очень плохо ко всем нам. Трое моих детей и сестра все еще там. Даже женщин, детей пытали. Нам вырывали зубы. Некоторым пленным отрубали пальцы рук и ног, отрезали уши. Кричали: "Мы убьем всех турок"».
66-летний Гусейн Нагиев, которому ампутировали обе ноги из-за гангрены, развившейся в результате обморожения, не мог сдержать слез, когда рассказывал о том, как насиловали женщин. Сотни детей и женщин у него на глазах были подвергнуты пыткам и убиты. Безутешная пожилая женщина, оплакивая погибших родственников, бунтовала против молчания стран, которые оставались равнодушными к массовым убийствам, и проклинала свою судьбу…
О сопротивлении добровольцев в Агдаме, который сегодня армяне, уходя, сжигают и разрушают, а 28 лет назад превратили в руины и море крови ракетными и артиллерийскими ударами, мы рассказывали в «Миллиет» (Milliyet) 18 марта 1992 года: «В результате ракетной атаки агдамский рынок сровнялся с землей. "Грады", которые, как утверждается, являются более технологичными и эффективными, чем системы "Катюша", использовавшиеся в Ливане, всю ночь осыпали город снарядами. Во время атаки большое количество азербайджанцев погибло. Раненых доставили на вертолетах в Баку. Больница, сформированная из вагонов поезда на выезде из Агдама, была эвакуирована из соображений безопасности. Тех, кого не удается спасти, предают земле с прощальной церемонией под гром обстрелов. Из-за слухов о том, что армяне при поддержке танков также займут Агдам, люди спешно укладывают свои вещи в грузовики и пытаются добраться до Баку. Ежедневно к добровольцам присоединяются сотни молодых людей. Узнавая из поступающих новостей о пытках в отношении своих граждан, сотни мужчин берут в руки оружие и спешат поскорее попасть на фронт. Азербайджанский добровольческий батальон, ведущий отчаянную борьбу, несмотря на превосходство армян в оснащении оружием, с нетерпением ждет помощи из Баку. Опасаясь, что падет и город Шуша, азербайджанцы обеспокоены тем, что под контроль армян в значительной степени перешли дороги, обеспечивающие доступ в этот город. В Аскеране транспортное сообщение тоже находится под контролем армян. Армяне, взявшие Шушу в блокаду, перерезали важнейшие коммуникации азербайджанцев, пытающихся оказать материально-техническую поддержку этим районам. В Шуше также прервана телефонная связь, поступают новости о большом количестве погибших».
Одним словом, и в те мрачные дни алый флаг с полумесяцем и звездой всегда был в Карабахе, в Агдаме. Да, из-за армянской оккупации он какое-то время оставался только в сердцах, но теперь оба флага развеваются на вершине бок о бок…