Квирис палитра: Вооруженное противостояние между Азербайджаном и Арменией закончилось неожиданным результатом. Что вы об этом думаете?
Пол Гобл: Я слежу за происходящими на Южном Кавказе процессами с 1990-х годов, в том числе за нагорно-карабахским конфликтом. У меня даже был план решения этой проблемы в 1992 году. Тогда его предложили тогдашнему президенту Армении, но он отказался. План предусматривал перераспределение территории между Арменией и Азербайджаном. Тогда этому плану помешала Россия, поскольку она не занимается урегулированием конфликтов, предпочитая замораживать их, чтобы использовать в своих интересах.
Однако таким образом Армения могла бы окончательно нейтрализовать угрозу со стороны Азербайджана и нормализовать отношения с Турцией. Это открыло бы ей путь на Запад и дало бы перспективы для экономического развития. Теперь все откладывается. Армянское общество обвиняет Пашиняна, и это спланированный план России — ей удается ловить рыбку в мутной воде. Я думаю, что Москва хотела, чтобы армяне были недовольны властью и изменили свои взгляды на пророссийские. Армяне обвиняют Россию в невмешательстве, но она не могла принять участие в конфликте, потому что это было бы подвергнуто критике со стороны международного сообщества. Кремль знает, что международное сообщество не признает аннексию Крыма и не признает независимость Южной Осетии и Абхазии, оккупированных Россией. Следует также учитывать фактор Турции, который позволил Азербайджану победить Армению и даже наказать ее.
Армения выиграла войну в 1990-х годах, но с тех пор прошло 28 лет, и азербайджанцы, которые тогда стали беженцами, теперь вернулись на родину. Все это позволяет понять, что 30 лет в политике — ничто, кроме того, создан прецедент для возвращения истерзанной войной территории. Мы также убедились, что выиграть войну на какое-то время ничего не значит, главное — добиться мира. Однако для Армении это будет сложно, что связано с ее близостью к России, собственно, с ее политической линией.
Ставка на силовой метод никогда не оправдывается в долгосрочной перспективе — исторический баланс изменится, как только у любой из сторон появится возможность отомстить. На этот раз Азербайджан воспользовался этим шансом. Учитывая характер конфликта, было ясно, что когда-нибудь все закончится разделом территорий. Азербайджану требовалось прямое наземное сообщение с Нахичеванской автономией по Мегринскому коридору до иранской границы… Кроме того, Нахичеванская автономия имеет 11-километровую сухопутную границу с Турцией. Летом турецкая армия вместе с азербайджанскими вооруженными силами провела учения в Нахичевани, чтобы продемонстрировать свою силу. Это был сигнал как для Армении, так и для России — мощь Азербайджана была вопросом престижа в регионе и в мире, что он и доказал.
— Ввод дополнительных групп российских «миротворцев» на Южный Кавказ вызывает споры.
— Примечательно, что по функциям и формату они полностью отличаются от вооруженных сил, дислоцированных в оккупированной Абхазии и Цхинвальском регионе. В целом действия России на Южном Кавказе и в Восточной Европе легко предсказуемы. Когда Кремль инициирует размещение миротворцев в регионе, это беспокоит официальный Вашингтон, потому что никто не верит, что Россия искренне хочет решить эту историческую проблему и является настоящим миротворцем.
Когда Россия оккупировала территории восточной Украины и Грузии, а затем всего за несколько часов, в одночасье, после достижения соглашения, направила дополнительные войска в регион, трудно было не обеспокоиться этим фактом. Москва не является надежным партнером в разрешении конфликта. Это тоже проявилось на примере Армении… Пятилетнее пребывание миротворцев в регионе ничего не значит, тем более что они будут контролироваться Турцией, которая, скорее всего, ни на что не будет закрывать глаза.
Влияние России не увеличилось, наоборот, уменьшилось. Влияние США и Евросоюза косвенно не улучшилось, но все же влияние Турции, а также косвенно Ирана увеличилось. Для сравнения, о доминировании Баку в регионе можно говорить лишь с учетом прямой поддержки со стороны Анкары.
— Как новый расклад сил может отразиться на Грузии?
— К счастью, в Грузии нет той реальности, которая была в 90-е годы. Сегодня у нее есть надежный и прочный стратегический союзник — Америка, но это не повод для того, чтобы расслабиться. Теперь стало ясно, что у Грузии нет другого выбора, кроме как защищать свои международно признанные границы. В противном случае Грузия проиграет спор за возвращение Абхазии и Цхинвальского региона.
Грузия в принципе должна поддерживать международно признанные границы и одновременно право народов на самоопределение. Это сложно, потому что некоторые люди будут возражать — абхазы и осетины также должны поддержать самоопределение, но у Грузии также есть выгодная позиция в этой ситуации — она требует защиты стабильности границ, но готова защищать права меньшинств на самоопределение в рамках тех же границ. Для этого она может не только представить текущие проекты, но и познакомить мир со своими принципами из собственной истории — Абхазия имела статус республики в 1921-1931 годах, но была частью Грузии. Это очень хороший аргумент, и его можно использовать даже сейчас. Однако для этого, пожалуй, нужен еще и опыт.
— В Грузии прошли парламентские выборы, но оппозиция считает, что их голоса были украдены. Что вы можете сказать о происходящих в Грузии процессах?
— Я очень надеюсь, что утверждения оппозиции окажутся неверными и грузинское общество признает результаты выборов, в противном случае ожидается дестабилизация процесса, и это может привести к тому, что Москва, а не Грузия будет представлена в законодательном собрании страны. Это неизбежно приведет к волнениям, которые могут принести в жертву суверенитет страны.
Будем надеяться, что обе стороны прислушаются к доброму совету госсекретаря США Майка Помпео, прибывшего в Грузию. Когда мы говорим о безопасности в регионе, Грузия должна понимать главный посыл визита Помпео. Стабильные процессы в стране должны сопровождаться мощной внешней поддержкой США. Будем надеяться, что грузинское общество и политики будут руководствоваться формулой основополагающих принципов демократии. Так что будьте осторожны. Мелкие ошибки и, возможно, определенные негативные процессы вернутся, поскольку в регионе ожидаются радикальные изменения.
Россия постоянно следит за Кавказом, и как только какая-либо сторона ослабнет, она немедленно возродит замороженные конфликты. Грузия — это путь России на Южный Кавказ, Армения — рычаг, а Азербайджан — потенциальная награда. Россия всеми способами будет использовать Грузию и Армению для получения влияния на Азербайджан. Теперь Азербайджан пользуется поддержкой Турции, но стратегия Москвы остается неизменной: она не перестанет работать для достижения своей цели. Сейчас Армения ослаблена и сломлена, а Баку укреплен и может иметь амбиции взять регион штурмом, что может поощрить этнических азербайджанцев, живущих в восточной Грузии.
Россия всегда будет стараться не пустить Запад и Америку в регион, и они должны признать это факт и отказаться от пассивной политики. В противном случае Кавказ станет опасным хранилищем неурегулированных конфликтов.