Крошечная Республика Молдова, находящаяся между Румынией и Украиной, 15 ноября провела второй тур президентских выборов. Избиратели отстранили от власти действующего пророссийского президента Игоря Додона и избрали прозападного бывшего премьер-министра Майю Санду, которая получила образование в Гарварде.
Санду стала первой женщиной на посту президента этой бывшей советской республики с населением 3,5 миллиона человек. Что помогло ей победить, и что значит эта победа? Вот что надо знать.
В Молдавии царят глубокие политические разногласия
В последние годы политику Молдавии определяют разногласия по трем важным вопросам, и коррупция занимает в этом списке первое место. Санду организовала антикоррупционное движение, выступившее против олигархической власти бизнесмена Владимира Плахотнюка, который практически полностью контролировал государство до 2019 года, когда его изгнали оттуда после коллективного политического вмешательства США, Евросоюза и России. Движение Санду придало сил образованным классам Молдавии и молдавской диаспоре в Евросоюзе, которые пришли голосовать в большом количестве.
Во-вторых, в Молдавии уже несколько лет ведутся споры о национальной принадлежности. Многие жители страны считают себя румынами. Например, румынское правительство в дипломатическом и политическом отношении поддерживало деятельность Плахотнюка, который является гражданином Румынии. Другие же заявляют о молдавской национальной идентичности.
Корни этого раскола берут начало в молдавской истории. Три четверти жителей Молдавии говорят по-румынски. Остальное население — это смесь русских, украинцев и гагаузов, тюркского народа, перешедшего в христианство. Молдавское национальное самосознание формировалось при Советском Союзе, который в 1940 году аннексировал этот регион у Румынии в соответствии с пактом Молотова — Риббентропа и решил отделить его от Румынии.
В-третьих, раскол по поводу самоопределения отражает нынешние геополитические течения. Сторонники России, включая уходящего президента, считают себя молдаванами и ратуют за прочные связи с Москвой. Люди, называющие себя румынами, — а это главным образом чиновники и образованная элита, включая Санду — стремятся к сближению страны с Румынией, Евросоюзом и Западом. Некоторые молдаване испытывают сомнения и интересуются в основном экономическими вопросами. Эта группа людей скорее склоняется к связям с ЕС, считая его более щедрым экономическим партнером, чем Москва.
Санду начала предвыборную кампанию на платформе борьбы с коррупцией, которая ассоциируется с Плахотнюком, все еще играющим важную роль в молдавской политике. Плахотнюк и его Демократическая партия на предыдущих выборах поддержали президента Додона. Додон не был политическим союзником олигарха, но многие молдаване видели в нем члена коррумпированного истеблишмента. Например, в одном видео он признает, что его Социалистическая партия ежемесячно получала от России 600-700 тысяч долларов. Молдавская прокуратура до сих пор проводит расследование по этому факту. В Молдавии финансирование политических партий из-за рубежа противозаконно.
Во время предвыборной кампании Санду стала жертвой дезинформации, а пророссийские СМИ помогали действующему руководителю господствовать в эфире. Тем не менее Санду сумела мобилизовать городских избирателей и диаспору, которая сохраняет за собой право голосовать на молдавских выборах.
Санду опровергла прогнозы социологических служб, и 1 ноября в первом туре голосования вышла вперед с преимуществом в 3,5%. Поскольку никто из кандидатов не набрал большинство голосов, спустя две недели в Молдавии прошел второй тур, в котором Санду одержала убедительную победу с 57,7% голосов. Ключевую роль сыграла мощная поддержка молдавской диаспоры в странах Евросоюза.
Уходящий президент по-прежнему пользуется политической поддержкой
В Молдавии полупарламентская политическая система. Это значит, что большая часть исполнительной власти находится в руках премьер-министра. Действующий премьер-министр Ион Кику — член партии Додона, которой сейчас принадлежит 51 из 101 места, то есть она обладает минимальным большинством в законодательной власти. Санду уже говорила о возможном проведении досрочных парламентских выборов. Если на них победит ее политическая коалиция, она сможет сформировать новый кабинет и осуществить далеко идущую программу реформ.
С избранием Санду могут улучшиться отношения Молдавии с Соединенными Штатами, ЕС и Румынией. Так, румынский президент Клаус Йоханнис уже объявил, что намерен нанести официальный визит в Кишинев вскоре после инаугурации Санду.
Отношения с Россией могут измениться, и влияние Москвы на внешнюю и внутреннюю политику Молдавии в этом случае ослабнет. Правда, Санду старается не провоцировать Россию на враждебность. Она пообещала развивать отношения с Москвой, одновременно сближая свою страну с Западом.
Россия сохранит определенное влияние в Молдавии, поскольку Москва, по сути, контролирует отколовшийся регион Приднестровье, который в 1992 году провозгласил независимость от Молдавии. Молдавия может втянуться в замороженный конфликт на Украине, с которой у нее общая граница протяженностью 930 километров, или оказаться причастной к каким-то масштабным действиям России в этом регионе.
Конечно, Россия может повести себя непредсказуемо, о чем предупреждают некоторые аналитики. Ее соседи, такие как Грузия, Украина и страны Балтии, в последние годы все больше сближаются с Западом. Одним из немногих пророссийских оплотов в регионе остается Белоруссия, граждане которой уже три с лишним месяца активно протестуют против подтасовок на выборах.