Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украïнський тиждень (Украина): разные перспективы

© CC BY-SA 2.0 / Saeima / Перейти в фотобанкБританский журналист Эдвард Лукас
Британский журналист Эдвард Лукас - ИноСМИ, 1920, 23.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британский журналист-русофоб Эдвард Лукас по просьбе украинской редакции задает себе «постсоветский» вопрос. Есть ли что-нибудь общее у победы Майи Санду в Молдавии, гибели демонстранта в Белоруссии и прекращения огня в Карабахе? Лукас приходит к выводу: только одно, а именно зловредное влияние России. РФ могла бы доказать куда более зловредное влияние Запада.

Три масштабных события рассказывают кардинально разные истории. На Кавказе Россия закрепила свою геополитическую удавку, добившись прекращения огня и завершения шестинедельной войны между Арменией и Азербайджаном.

В Белоруссии смерть 31-летнего Рамана Бандарэнка (так в тексте в украинском издании, предпочитающем белорусское написание имени Романа Бондаренко — прим. ред.), которого нещадно избили полицейские, стала свидетельством жестокостей режима в ответ на неостанавливающиеся протесты оппозиции.

А в Молдавии блестящая победа продемократической и настроенной на борьбу с коррупцией кандидатки Майи Санду на президентских выборах показала, что самая бедная страна Европы не потеряла надежду на лучшее будущее.

Ни один общий нарратив в приложении к этим трем событиям не работает: не проходит ни версия про предполагаемый стратегический гений Владимира Путина, ни версия про то, что рохля Запад просто неспособен уследить за событиями, будучи не в силах сконцентрировать свое внимание. Эти события просто не сплетаются в одно целое, как к ним ни подходи. Настоящий урок состоит в том, что не существует такого понятия, как «Восточная Европа», нет такого места, как «бывший Советский Союз», нет такой категории, как «бывшие коммунистические страны», нет такой проблемы, как «замороженный конфликт». Россия и вправду не отбрасывает имперские претензии, и всем соседним с ней странам приходится выдерживать грубое давление и всяческие каверзы Кремля. Но ведь это страны от Норвегии до Таджикистана. Не найти более широкого экономического, политического, социального и культурного спектра.

В ситуации конфликта Армении и Азербайджана Кремль может праздновать заслуженную победу. Она продемонстрировала слабость Запада в регионе, где он когда-то заправлял, уничтожила доверие к реформаторской армянской власти. Но цена этого успеха оказалась высока [для Кремля]. Армения требует от России вмешательства в соответствии с соглашением о взаимопомощи, подписанном в 1997 году. Россия предлагает слова, а не действия. Возглавляемая Кремлём Организация Договора о коллективной безопасности, задуманная как аналог НАТО, как должно быть всем понятно, не смогла защитить Армению. Хотя Армения является членом этого союза, а защищать ее Россия обязана была от Азербайджана, который в ОДКБ не входит. Надо понимать ситуацию так: это как если бы США не защитили страну-члена НАТО (скажем, Грецию) от атаки, скажем, Египта. Но кого это волнует? Никто и не воспринимал эту организацию серьёзно. В кремлёвском мире правда за силой, поэтому слабая и чрезмерно самоуверенная Армения сама виновата в своих бедах.

В Белоруссии Кремль стремится дождаться подходящего момента. Русские не хотят, чтобы их связывали с жестоким правлением Александра Лукашенко; ведь тогда возникнет риск перерастания протестов в геополитическую проблему. Не нужно Кремлю и хаотическое устранение Лукашенко от власти — это будет служить плохим примером. Однако и вечное его пребывание при власти также Кремлю не нужно: русские ищут альтернативу. Западу не хватает рычагов влияния. Оппозиции не хватает импульса. Даже многочисленные смерти (Бандарэнка стал, наверное, шестой жертвой) не побудили рабочий класс, на массовую забастовку которого так надеялись, к активности, необходимой для свержения режима.

В Молдавии Кремль также наблюдает и выжидает. Русские поддерживали действующего президента Игоря Додона, но не применяли активных грязных приёмов для того, чтобы удержать его при власти. Он принял своё поражение: его 42% против 58% у Санду. Вероятно, будут проведены досрочные парламентские выборы; если на них победят продемократические силы, Молдавия после фальстартов и неудач, продолжавшихся почти 30 лет, сможет, наконец, начать необходимый для неё процесс устойчивых реформ и развития.

Это даёт Европейскому Союзу шанс на спасение своей репутации. Есть и шанс получить реальное влияние. Снижение экспортных квот (так в тексте, вероятно, имелись в виду пошлины Евросоюза — прим. пер.) для Молдавии обеспечит мгновенно действующий стимул для экономики, а обещание полностью их отменить точно вызовет рост инвестиций. Немалую роль сыграет и небольшая сумма от ЕС для вливаний в инфраструктуру. Это задешево подкупит Молдавию, а модернизация дорожного сообщения с остальной Европой будет способствовать деловым и межлюдским связям. Электроэнергетический интерконнектор (вместе с новым газопроводом в Румынию) усилит энергетическую независимость страны.

Если ЕС поможет законной власти успешно руководить частью Молдавии, вырастут шансы на решение конфликта с сепаратистским анклавом Приднестровье. Этот анклав поддерживает Кремль. Решение проблемы с пророссийским Приднестровьем пошлет крайне необходимый сигнал в другие регионы: «Не упустите шанс!».

— —-------------

Министры иностранных дел и главы оборонных ведомств стран Евросоюза проведут ряд телеконференций. Во время этих виртуальных встреч, в частности, будет рассмотрен годовой отчёт касательно коллективных оборонных возможностей. Это может стать первым шагом в процессе создания отдельных европейских вооружённых сил. Несмотря на победу на президентских выборах в США Джо Байдена, поддерживающего НАТО, чиновники ЕС считают необходимым развитие общеевропейских сил. Ведь это усилит альянс в целом и может пригодиться для поддержания боеспособности Европы в случае, если Вашингтон вдруг изменит свой евроатлантический курс в будущем. Как заявили министры иностранных дел ФРГ и Франции, Европа должна «сделать трансатлантическое партнёрство более сбалансированным». А президент Франции Эммануэль Макрон отметил, что США будут уважать ЕС, как союзника, лишь тогда, когда европейские страны начнут серьёзно относиться к собственной позиции и «будут обладать суверенитетом в вопросах обороны».