Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хуаньцю шибао (Китай): что стоит на пути потепления отношений между Европой и Россией

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкФлаг Евросоюза на фоне стены с гербом РФ
Флаг Евросоюза на фоне стены с гербом РФ - ИноСМИ, 1920, 24.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайский автор рассуждает, стоит ли ждать потепления отношений Европы и России. С одной стороны, они хотят урегулировать все недоразумения, поскольку нуждаются друг в друге. С другой стороны, Америка и ее политика, которая заставляет Европу чувствовать себя еще более «неуютно». Так перестанет ли Европа «отталкивать Россию»?

После украинского кризиса европейско-российские отношения так и не смогли существенно измениться в лучшую сторону. В течение последних нескольких лет европейские страны также пытались найти возможности для того, чтобы сломать лед в отношениях с Россией, например, периодически инициируя механизм диалога «нормандского формата» между европейскими и российским лидерами. Президент Франции Эммануэль Макрон публично призывал Европу «принимать, а не отталкивать Россию», поскольку только так можно обеспечить долгосрочную и стабильную структуру европейской безопасности. Канцлер Германии Ангела Меркель также в работе над проектом газопровода «Северный поток — 2» стремилась к взаимовыгодному и взаимовыигрышному сотрудничеству между Европой и Россией.

Однако желание и фактические потребности обеих сторон к улучшению отношений продолжают сталкиваться с неожиданными потрясениями, начиная с запутанного дела об отравлении Алексея Навального и заканчивая игрой по перетягиванию каната, стоящей за политическими потрясениями в Белоруссии. Похоже, что Европа и Россия снова встали на старый путь взаимной безжалостности и ссор. В то же время внешние факторы, которые «оказывают наибольшее влияние» на европейско-российские отношения, также сильно изменились.

В последние четыре года администрация Дональда Трампа якобы не исключала возможности улучшения американо-российских отношений, но на практике США неоднократно попирали интересы и достоинство России, усиливая санкции, снижая уровень дипломатических отношений и выходя из договоров о контроле над вооружениями. В то же время они заставляли европейских союзников жертвовать своим прагматичным сотрудничеством с Россией ради интересов Соединенных Штатов. Эти действия заставили Европу, которая и так находится на грани раскола, почувствовать себя еще более «неуютно». Растущая потребность в корректировке отношений между крупными державами для защиты своих законных интересов на основе возросшей независимости также сформировала настойчивое желание Европы содействовать улучшению европейско-российских отношений.

Теперь исход выборов в США вносит новые переменные во взаимоотношения между крупными державами и глобальную стратегическую структуру. И американские СМИ, и мировые лидеры признали победу Джо Байдена, а смена американского руководства и корректировка дипломатического стиля еще больше осложнят и без того холодные отношения между Европой и Россией.

Многие аналитики считают, что дипломатическая концепция Байдена полна традиционных американских либеральных элементов и ценностей. Его предвыборные политические идеи включают реорганизацию влияния Америки на международной арене и ее ценностной привлекательности, интеграцию понятий демократии, свободы, прав человека и других в разработку и практику американской внешней политики. Для Европы президент США, который проявляет большой интерес к западным ценностям, по-видимому, может еще сильнее укрепить ценностные основы европейско-американских отношений и смягчит проблемы и кризисы, стоящие перед ними. В то же время «сближение мировоззренческих взглядов» Соединенных Штатов и Европы также обеспечивает лучшую основу для координации политики между двумя сторонами. Так называемая «первоначальная миссия» по поддержанию привлекательности западных институтов и ценностей может стать общей отправной точкой и плацдармом в реализации определенных национальных политик.

Однако возврат к «ценностной дипломатии», скорее всего, создаст помехи для прагматичного сотрудничества, основанного на национальных интересах, что сделает невозможным признание ЕС и США приоритетных целей своей политики в отношении России. Например, после политических волнений в Белорусии Франция, Польша и Литва открыто поддержали лидеров белорусской оппозиции и потребовали смены режима. Это, очевидно, является необходимым действием в рамках так называемой «политкорректности» западной демократии. Другим примером является то, что после инцидента с Навальным ЕС стал более жесткими по отношению к России. Некоторые немецкие политики попытались увязать инцидент с проектом «Северный поток — 2», что свидетельствует о слепой политизации европейскими странами вопросов, касающихся России и ее окружения, и неразборчивом стремлении любыми способами продемонстрировать свою «нормативную» и «ценностную» позицию. Поскольку внешняя политика США становится все более ценностноориентированной, европейские страны подпадают под ограничения рамок европейско-американского альянса и их собственной пропаганды западных ценностей, а потому могут быть еще более ограничены в отношениях с Россией.

В то же время государства-члены ЕС имеют различные предпочтения, стремления и интересы в своей политике по отношению к России, что также ограничивает Европейский союз в улучшении «прагматизма» в европейско-российских взаимоотношениях. Недавно Европейский совет по международным отношениям, известный дипломатический аналитический центр ЕС, опубликовал статью, посвященную перспективам отношений между Европой и Россией, в которой указал на три существующие модели европейского взаимодействия с Россией. Первая — это «абсолютно жесткая модель» отношений, представленная Литвой и Польшей. Она основана на геополитической реальности и историческом комплексе и придерживается позиции «любой России нужно противостоять». Эти страны также пытаются усилить свое дипломатическое влияние в ЕС благодаря увеличению критики России. Вторая — это «французская модель», которая поддерживает «баланс сил» в реалистической международной политике и пытается получить больше козырей для Европы, чтобы конкурировать с США и Китаем за счет расширения сотрудничества с Россией, в то же время старается в плане ценностей продвинуть Россию ближе к Европе или Франции. Третья — это более прагматичная «немецкая модель». С одной стороны, она подчеркивает сохранение и укрепление прагматичного сотрудничества между Европой и Россией в торгово-экономической, энергетической и других областях, но вместе с тем провозглашает, что разрешение потенциальных разногласий между Европой и Россией возможно путем обсуждения и диалога.

Однако практика показала, что ни одна из этих трех моделей за последние несколько лет не привела к существенному потеплению европейско-российских отношений. В результате в контексте усиления акцента на западные ценности и демократические свободы общественное мнение и политическая объективность в странах ЕС становятся все ближе к «абсолютно жесткой модели», а российские прагматики сталкиваются с возрастающим политическим давлением.

По сути, и Европейский союз, и Соединенные Штаты придерживаются определенного чувства ценностного превосходства по отношению к России, надеясь при первой возможности содействовать ее «демократической экспансии» или даже «мирной эволюции». В то же время США и Европа ведут дела с Россией, исходя из того, что она является угрозой и противником, а не мирным и безопасным партнером в Евразии. Поэтому надеяться, что конфликты уладятся, и даже с нетерпением ждать появления «удовлетворительной России» — это безнадежное дело. Хотя многие эксперты предсказывают, что в будущем администрация Байдена может отказаться от деструктивного поведения Америки эпохи Трампа с точки зрения контроля над стратегическими вооружениями и других аспектов, однако внутриполитическая обстановка США и их концепция основных ценностей, к сожалению, вряд ли смогут смягчить политическую тенденцию высокого давления на Россию в областях экономики, торговли, энергетики и дипломатии. В таком случае европейско-российским отношениям, которые сейчас находятся на грани разрыва, вероятно, будет трудно встретить новую эру потепления.

Дун Ифань (董一凡) — научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии современных международных отношений.