Россия заявила о модернизации своего самого современного ударного вертолета.
Но включает ли эта модернизация установку на Ка-52 крылатых ракет?
Российские ВВС недавно провели первый испытательный полет вертолета Ка-52М, являющегося модернизированной версией девятитонного, двухместного Ка-52 «Аллигатор».
«Новый вертолет Ка-52М имеет модернизированную оптико-электронную систему с увеличенной дальностью обнаружения и распознавания целей, новый цифровой привод, который повысит точность прицеливания при ведении стрельбы из пушки, — сообщило в августе информационное агентство ТАСС. — Усовершенствованный вертолет также получил новую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой и крылатые ракеты повышенной дальности».
«Вертолет можно эксплуатировать при любой температуре, в том числе в условиях Арктики, — заявило агентство. — Его шасси оснащено колесами повышенной грузоподъемности и износостойкости, он имеет осветительное оборудование на светодиодах и новую внутреннюю компоновку кабины».
Что любопытно, в предыдущей статье на эту тему, вышедшей в июне, агентство ТАСС сообщало, что Ка-52М оснащается крылатыми ракетами, названными в характерной для русских манере «Изделием 305», которые имеют дальность 100 километров. По определению крылатая ракета — это такая ракета, которая непрерывно летит в атмосфере, в отличие от баллистической ракеты, выходящей в космос, а потом возвращающейся в атмосферу.
Но ведя речь о крылатой ракете, мы сразу представляем себе систему с дальностью в несколько сотен, а то и тысяч километров, которая часто может оснащаться ядерным боезарядом. Американская крылатая ракета «Томагавк», например, имеет дальность около 2 400 километров. А российский президент Владимир Путин утверждает, что гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета 3М22 «Циркон» обладает дальностью 1 000 километров, хотя западные аналитики считают, что на самом деле она значительно меньше.
Ми-28НМ сам по себе является модернизированной версией Ми-28. Оригинальный Ми-28, пришедший на смену вертолету времен холодной войны Ми-24, это машина начала 1980-х годов. Ми-28Н дебютировал в 1990-е годы, а модель НМ является его последней версией. Максимальная скорость девятитонного Ми-28НМ — 300 километров в час, дальность полета 450 километров. По сообщению газеты «Известия», вес бортового вооружения может достигать 2 300 килограммов. К нему относится 30-мм пушка, противотанковые ракеты 9М120 «Атака» и контейнеры с ракетным вооружением.
В прошлом году «Известия» похвастали, что Ка-52 оснастят РЛС, установленной на роторе несущего винта. Ее можно будет поднимать над ротором для увеличения дальности обнаружения. Правда, в США это делают уже с конца 1990-х годов. У вертолета AH-64D «Апач лонгбоу» имеется радар, смонтированный на верхушке ротора (вертикальный вал, к которому крепятся лопасти).
Что интересно, Россия начинает отказываться от коротких и объемных вертолетных конструкций времен холодной войны, таких как знаменитый Ми-24, который прославился своей прочностью и живучестью, но не маневренностью. У Ка-52 и Ми-28 более изящные очертания, и они больше напоминают западные ударные вертолеты, такие как американский AH-64 «Апач».