Франко ушел из жизни четыре года назад. Зарождалась демократия. Новому порядку угрожала ЭТА («Страна басков и свобода»). Террористическая организация не только не опустила оружие, а напротив, усилилась, думая, что новая система — продолжение диктатуры Франко. Во времена диктатуры число погибших в результате терактов не превышало 20 человек в год. Однако после уже в 1978 году было 65 жертв, в 1979 году — 86, а в 1980 году — 93.
В феврале в 1979 году в разгар кровавой бойни в стране в прессе появилась необычная новость. Как писал американский еженедельник Newsweek, который создал в 1933 году Томас Мартин (Thomas J.C. Martyn), Советский Союз предложил помощь правительству Адольфо Суареса в борьбе и ликвидации организации ЭТА, если Испания откажется вступать в НАТО. Небольшую новость опубликовали в разделе Periscope без указания автора и источников. Однако в статье отмечали, что во время визита министра иностранных дел Испании Марселино Орехи (Marcelino Oreja) в Москву такое предложение ему сделал сам Андрей Громыко. В конце заметки говорилось, что испанец отказался даже говорить на эту тему.
В дальнейшем подобные новости больше не появлялись. Действительно, на протяжении многих десятилетий без какой-либо поддержки даже соседних стран Испании приходилось сражаться с терроризмом в одиночку
Посольство СССР в Испании сразу же опровергло информацию и особо подчеркнуло, что советское правительство руководствуется принципом невмешательства во внутренние дела других стран, поэтому такое предложение просто нелепо. В то же время Андрей Громыко отмечал «позитивное развитие» отношений двух стран, однако никогда не намекал, что проводились такого рода переговоры. В дальнейшем подобные новости больше не появлялись. Действительно, на протяжении многих десятилетий без какой-либо поддержки даже соседних стран Испании приходилось сражаться с терроризмом в одиночку. В 1982 году Испания вступила в НАТО. Ее отношения с СССР осложнились.
Безусловно, КГБ понимал работу террористических группировок во время холодной войны и имел возможность влиять на преступный мир торговли оружием, частью которого и была ЭТА. Именно поэтому СССР мог бы стать отличным союзником в борьбе против организации сепаратистов. Был ли СССР способен положить конец деятельности ЭТА? Как СССР был связан с международным терроризмом?
Косвенные связи ЭТА и КГБ
С самого начала основателям баскской националистической организации пришлось противостоять сторонникам ленинизма, марксизма и троцкизма, которые в первую очередь отстаивали постулаты рабочего класса. На первом собрании ЭТА в мае 1962 года в церкви Нотр-Дам-де-Беллок (Франция) основная группа сторонников традиционализма определила цели, методы и структуру организации, руководствуясь представлениями национализма, а не борьбой марксизма.
Несмотря на то, что некоторые члены ЭТА воспринимали появившуюся группу союзником коммунистов, уже в первом опубликованном тексте руководство организации отстаивало принцип «защиты представительной демократии» и однозначно обозначило неприятие фашизма и коммунизма, приравнивая таким образом действия обоих тоталитарных режимов. Сторонники традиционализма одержали победу и навязали собственные тезисы руководству группы.
ЭТА поддерживала те народы, которые «угнетал» империализм. Так по одну сторону баррикад оказались и СССР, и европейские государства. Террористическая организация сделала ставку на ведение антиколониальной партизанской войны, которые охватили страны третьего мира. В последующие годы группа сторонников марксизма пыталась осуществить свои цели на территории Испании, однако вновь потерпела поражение. На пятом собрании ЭТА в марте 1967 года произошел первый серьезный раскол именно между группой «ЭТА Саарра» (Старая ЭТА), которая вскоре снова будет называться ЭТА, и сторонниками «Берри ЭТА Берри» (Новая ЭТА), которую переименуют в «Комунистак». Последняя сосредоточит внимание на поддержке рабочей революции.
Всегда существовало напряжение между различными идеологическими течениями ЭТА. И хотя все члены организации решительно считали себя «баскской революционной социалистической организацией за национальное освобождение», ее лидеры никогда не присоединялись к тем, кто ставил цель борьбы за освобождение рабочего класса выше национальных и колониальных проблем. Как отмечает специалист по вопросам терроризма, историк Хуан Авилес (Juan Avilés): «Изначально ЭТА придерживалась ориентации социалистической, однако однозначно антикоммунистической. Напряженность со сторонниками марксизма и ленинизма появилась на фоне революционных течений».
Основная группа, которая порой враждебно относилась к идеям марксизма и ленинизма, отказалась от советского подхода. Однако теория — одно, а необходимость в подготовке и финансовой поддержке — абсолютно другое. Как считает автор книги «Терроризм: следы международной сети» (The Terror Network: The Secret War of International Terrorism) Клэр Стерлинг (Claire Sterling), с самого начала ЭТА сотрудничала с КГБ и организациями антизападного терроризма, а ее члены проходили обучение на Кубе, а также в Ливане, Алжире и других странах-сателлитах СССР. В частности, обучением первой группы террористов, скорее всего, занимались члены ИРА под руководством специалистов КГБ. Учения прошли в Алжире примерно в 1971 году.
Алжирская партия «Фронт национального освобождения», главный союзник СССР в Африке, предоставила площадку, на которой до 1976 года прошли обучение 63 члена различных подразделений ЭТА, а несколько лет спустя, в 1984 году, и военнослужащие террористической организации. Лидеры ЭТА, которые побывали в таких прокоммунистических странах, как Куба и Чехословакия, в какой-то момент поддерживали связь с террористом Карлосом Шакалом (Carlos El Chacal), «Красными бригадами», уругвайским Движением национального освобождения, аргентинской организацией «Монтонерос», а также бретонскими и корсиканскими группировками. Большинство из вышеупомянутых организаций и лиц сотрудничали с КГБ.
Алжирская партия «Фронт национального освобождения», главный союзник СССР в Африке, предоставила площадку, на которой до 1976 года прошли обучение 63 члена ЭТА
В ноябре 1978 года в Diario 16 написали о встрече с членами группы разведчика КГБ Виталия Ковича в сопровождении двух соотечественников для укрепления связей с ЭТА. По данным газеты, ранее Виталия Ковича выслали из Бразилии. Об этом разведчике было давно известно французским и испанским спецслужбам, потому что он отвечал за поддержание «тесных и эффективных» отношений ЭTA и КГБ в основном на оперативном уровне.
Как сообщалось в репортаже, было принято решение о расширении помощи СССР на встрече, которая состоялась в июле того же года в загородном доме баска Хулиана Эчевесте (Julián Echeveste) в Сен-Жан-де-Люзе. Встреча военного руководства ЭТА и делегации КГБ вызвала шквал возмущения некоторых руководителей организаций, которые выступали против поддержания сотрудничества с СССР.
Кроме нескольких упоминаний в прессе, по-прежнему остается загадкой, каким образом и насколько тесно сотрудничали СССР и ЭТА.
Миф о сотрудничестве ЭТА и Штази
В странах советского блока много писали о сотрудничестве ЭТА и Штази. Для того, чтобы развеять все мифы, два года назад Ибон Субиаур (Ibon Zubiaur) провел расследование для Фонда «Центр памяти жертв терроризма». Специалист изучил 1200 текстов бывшего Министерства государственной безопасности ГДР (Штази) и сделал вывод, что, несмотря на миф о тесном сотрудничестве ЭТА и Штази, последнее постоянно игнорировало террористическую организацию и никак ее не поддерживало. Тайная полиция ГДР считала утопией идею создания Баскского государства на границе Франции и Испании. Кроме того, Министерство было уверено в том, что марксизм-ленинизм, которого придерживались некоторые члены ЭТА, идеологически уступал «реальному существующему социализму» ГДР, а также презирали насилие террористов.
По мнению Ибона Субиаура, скорее, ЭТА была проблемой, а не потенциальным помощником для проведения разведки ГДР. В архивах ГДР ЭТА фигурировала как «радикальная националистическая группа, преследующая нереалистичные цели, которые противоречат интересам рабочего класса». Кроме того, подчеркивалось, что многие ее лидеры на самом деле были «консервативными националистами».
Только в одной отдельной ситуации Штази действительно сосредоточило внимание на ЭТА. В сентябре 1980 года три члена ЭТА-пм прибыли в Берлин, чтобы получить оружие, которое им должен был передать близкий помощник Карлоса Шакала. Штази все время контролировало передвижение террористов, однако никак не вмешивалось. Министерство государственной безопасности ГДР сделало вид, что не заметило передачу оружия на территории государства. По данным подробного архива Штази, в других случаях визиты ЭТА в ГДР были незначительными или случайными.