До 20 января избранный президент Байден по закону не может заниматься внешней политикой. Но наряду с кадровыми назначениями в своей администрации, что само по себе требует важных решений, он может подать сигналы об общих направлениях своей будущей внешней политики.
В прошедшие выходные Байден именно так и поступил. Пригласив лидера белорусской оппозиции Светлану Тихановскую на свою инаугурацию и предложив встретиться с ней, Байден подал несколько важных сигналов Белоруссии, России и государствам Европы.
Для Белоруссии это по сути первый открытый сигнал о том, что США поддерживают демонстрации, проходящие уже несколько месяцев в знак протеста против фальсификаций на летних выборах. Белорусский президент Александр Лукашенко пытался подавить эти масштабные и непрекращающиеся демонстрации, все чаще применяя силу и репрессии. Теперь у режима не осталось никаких вариантов действий, кроме растущего применения силы.
А поскольку Лукашенко давно и весьма умело уклоняется от давления Москвы, настаивающей на более тесной «интеграции» между двумя странами, которая положит конец независимости и суверенитету Белоруссии, российское правительство в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова на прошлой неделе сделало ему строгий выговор.
Устав от уловок Лукашенко и не желая больше финансировать его все более недееспособный режим, Москва сейчас настаивает на внесении поправок в конституцию, чтобы ослабить власть следующего президента и его способность противостоять российскому давлению. Она заставила Лукашенко заявить, что он оставит свой пост только после утверждения этих поправок. Но сейчас Лукашенко в типичной для него манере пытается отсрочить эти конституционные изменения, приводя в замешательство Москву и белорусское общество, не говоря уже об оппозиции.
Приглашение Тихановской также говорит о том, что администрация Байдена не станет игнорировать и поддерживать «интеграционные» планы Москвы, а будет выступать за укрепление независимости Белоруссии и демонстрировать оказавшейся в сложной ситуации Украине более активную поддержку по сравнению с администрацией его предшественника.
Москва прекрасно понимает, что ее неоимперские замыслы в отношении соседей будут встречать еще более жесткое сопротивление. Поэтому она пытается ускорить процесс отстранения Лукашенко от власти посредством навязывания Минску наспех сфабрикованных конституционных изменений и ищет ему преемника, который одновременно будет послушно выполнять ее требования и умиротворять оппозицию. Приглашение Байдена, о котором несомненно узнает вся Белоруссия, это палка в колеса Москвы и вызов ее программе действий.
Более того, приглашение Тихановской найдет отклик на Украине, в Польше, а также в Евросоюзе и у членов НАТО. Оно показывает, что США снова готовы поддержать требования ЕС о реформах в Белоруссии и выступить в качестве лидера трансатлантического альянса демократий в защиту тех прав, которыми так бездушно пренебрегала администрация Трампа.
Это приглашение также противоречит утверждениям Лукашенко о том, что Польша и другие члены НАТО планируют каким-то образом ослабить его. Это излюбленная выдумка советских и постсоветских руководителей, для которых невыносима даже мысль о демократии и о праве общества на самостоятельную политическую деятельность. Этим жестом Байден укрепляет польскую, прибалтийскую и украинскую безопасность, одновременно предупреждая Варшаву, Будапешт и Москву, что Соединенные Штаты снова будут отстаивать демократию и права человека.
А еще эти сигналы показывают нашим союзникам, что мы теперь готовы оспорить российские притязания на гегемонию на всем постсоветском пространстве, а также на мнимую интеграцию Белоруссии и России в составе союзного государства, в котором будет господствовать Путин и Москва. Такие планы создают явную угрозу безопасности всех наших союзников и партнеров, включая Украину, а также всем членам НАТО в Центральной и Восточной Европе. Решение Байдена подтолкнет ЕС к усилению санкций против Белоруссии и Лукашенко, и заставит его пойти на попятный. А Москве придется гораздо дороже заплатить за свою «интеграционную» политику еще до начала ее реализации.
Формально США не могут предпринять такие действия до дня инаугурации 20 января, и не будут их предпринимать. Но поданный Байденом сигнал указывает на его намерение проводить более активную политику в области прав человека, бросить вызов российским притязаниям в Европе и укрепить официальные отношения, лежащие в основе трансатлантического альянса. Следовательно, это приглашение является мощным сигналом многим и четко показывает нам тот курс, которым будет следовать администрация Байдена. И этот курс должен найти значительную поддержку в конгрессе.