Чтобы не перегружать гиф первый пост, решил разбить на два. Итак, в нашем фокусе — последняя произвольная программа олимпийской чемпионки и чемпионки мира Алины Загитовой. Что там есть от балета (да-да, что-то есть!), почему дорожка шагов постоянно рисковала обнулиться, вращение поставлено на 3 уровень, или как незаметные глазу мелочи могут многое решать.
В первой части было сравнение по базе и связкам «Клеопатры» Алины и произвольной Елизаветы Туктамышевой этого сезона. Сейчас же только про Алину. Может из-за невнимательности, но скорее всего по знанию, что программа олимпийской чемпионке не пригодится на главных стартах или в борьбе за медали с соперницами не из своей группы, ее «уйдут» в шоу, «Клеопатра» для Загитовой изначально была не продуманна.
Вращение поставленное на 3 уровень
Так как блог для простых болельщиков, не буду вдаваться в термины и детали. Максимально простым языком: у Алины одно из вращений было изначально поставлено так, что не могло получить выше третьего уровня, как бы она его не сделала. Уровни на вращениях набираются разными способами. Так вот одна из позиций, нужная для четвертого уровня во втором вращении, у Загитовой уже была использована в первом. Что по правилам приводило к незачету ее на втором, так как повторять нельзя. И ей так было поставлено с самого начала, с контрольных прокатов сборной.
Итак, вот те два вращения, обращать внимание на положение плеч во вращении «колечко».
Во втором она держит плечи также, как в первом.
Ошибку не заметили, и Алина выступила на турнире Japan Open с этим вариантом. Что и отразилось в протоколе.
Второе вращение понижено на третий уровень.
После этого были внесены правки: на следующем старте, этапе Гран-при в Гренобле, у Алины уже стоял правильный вариант.
Из-за того, что она взяла конек второй рукой, корпус развернулся — а это уже другая позиция.
Судьи тоже это увидели.
Обращает внимание разница в базе между третьим и четветым уровнями — 0,5 балла. Это достаточно много. Например, как уже отмечалось в первой части, Елизавета Туктамышева планирует впервые в жизни вставлять в программу четверной прыжок вместо своего стабильного тройного акселя ради ровно 1,5 балла. Огромный риск, новый элемент, и все ради полутора баллов. Тут же просто недосмотр и наплевательское отношение постановщика и — вынь да положь — уже 0,5 балла тю-тю.
Казалось бы, вроде же поменяли, но количество тренировок в межсезонье ошибочного варианта дало о себе знать: Алина на втором своем этапе забыла об изменении, и сделала по-старому.
Квест «приключение блудного вращения» будет иметь хэппи-энд, в отличие от сезона Алины — на последнем своем старте в финале Гран-при она не забудет и исполнит правильный вариант. Хотя в целом тот прокат был крайне неудачным.
Вторая ошибка постановщика — дорожка шагов на обнуление.
К счастью, олимпийскую чемпионку жалели, и ни разу дорожка не была обнулена. Но вообще должна была по правилу покрытия ледовой площадки.
Здесь [представлена] с 3:59 [мин/сек] начало дорожки Алины с этапа во Франции, съемка из зала. Каждый воочию может убедиться, что критерия «полностью использовать ледовую площадку» тут нет и в помине: дорожка начинается очень далеко от правого борта и идет в основном сугубо вдоль судейского до левого.
Базовая стоимость дорожки — 3,9 десятых балла. С положительными гое (GOE — grade of execution, градация исполнительства, — прим ред.) за исполнение сумма доходила до 5 баллов плюс: действующая олимпийская чемпионка и чемпионка мира могла их потерять, как и баллы за вращение, если бы судейские бригады действовали по строгости закона без оглядки на реноме. И все потому, что она уже не была в спортивном плане интересна своим тренерам.
Ну и напоследок, чтобы не завершать чем-то негативным, поделюсь не своими гифками об отсылках «Клеопатры» к истории и балету — нашел их в обсуждении официальной группы Алины ВКонтакте.
В посте о программе «Кармен» Алины уже шла речь о том, что в группе Тутберидзе до последнего года работала бывшая балерина Большого театра, Людмила Борисовна Шалашова. Которая очевидно и ставила ту «Кармен», где 100 процентов каждое движение [сделано] по мотивам сюиты Щедрина. При всем уважении к молодому хореографу Даниилу Глейхенгаузу — ее сыну — он вряд ли владеет таким глубоким и детальным знанием балетного искусства, хотя автором [хореографии] записан он.
Каким образом в «Клеопатре» отсылки к балету и древней культуре совмещаются с музыкой из современного фильма про разведчика и с не в полной мере отточенной (по сравнению с «Кармен», например) хореографией, я не знаю. Полагаю, что продумывала и начинала ставить программу Людмила Борисовна до своей болезни и смерти, но в итоге заканчивал все Глейхенгауз. Так и получилась куча мала. Впрочем, образ Клеопатры по костюму и макияжу, на мой взгляд, почти полностью компенсирует диссонанс.
Источник вдохновения хореографии — балет [в постановке] Михаила Фокина «Египетские ночи» (он же «Клеопатра») и вариации по мотивам, египетский танец из «Спартака» и египетский танец ансамбля Моисеева, кое-что из партии Клеопатры-Ананиашвили.
Все движения мотивированы и оправданы. Повторяющийся жест Клеопатры — символ ее женских чар и власти.
Как и финальная поза царицы — торжествующая и властная.
Урей (принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры, — прим. ред.) — змея — важный символ власти фараонов, поэтому в танце повторяющееся «змеиное» движение
Узнаваемые «египетские» движения канвой проходят через всю программу.
Алина говорит вам спасибо за прочтение!
Как всегда в финале лучший прокат вашему вниманию. Приятного просмотра!