Европейский зал Славы принимает политического деятеля и незаменимого инициатора проекта европейского сообщества. Валери Жискар д'Эстен, в отличие от своих предков, отцов-основателей, не был обеспокоен послевоенным периодом и важностью построения мирной Европы. Тем не менее он оставил после себя значительную политическую работу.
Для Европы, для Франции
Таким образом, его мандат на посту президента Республики (1974-1981) отмечен основополагающими действиями. С самого начала своего пребывания в должности Валери Жискар д'Эстен сблизился с канцлером Германии Гельмутом Шмидтом с целью создания Европейской валютной системы, завершенную в 1979 году. Он предвосхитил создание Европейского совета во время саммита в Лондоне в 1977 году, орган, который по сей день объединяет глав государств и правительств. Он также настаивал на проведении первых выборов в Европейский парламент всеобщим голосованием в 1979 году.
«После нескольких десятилетий голлистского мышления молодой президент внес изменение в европейских обязательствах», — объясняет Кристиан Лекен, специалист по ЕС из Института политических исследований. «Валери Жискар д'Эстен, который придерживался мысли о том, что Франция является средней державой, не был полным федералистом, но либералом, который рассматривал Европу как средство максимизации национальных интересов при политической стабильности и свободой торговли, которые позволят утвердиться перед всем остальным миром», — добавляет эксперт.
Душа теоретика
Это видение Европы Валери Жискар д'Эстен горячо отстаивал после прихода в Елисейский дворец. Родившийся в немецком городе Кобленце, он продолжал культивировать рейнский тропизм. Он сохранил привилегированные отношения с Гельмутом Шмидтом, с которым он основал Комитет Европейского валютного союза. Их работы позже будут использованы для проекта Экономического и валютного союза, разработанного в 1988 году Жаком Делором, председателем Комиссии.
Организационная дилемма
Валери Жискар д'Эстен не защищал все идеи, главные, чтобы они касались Европы. Таким образом, он по-прежнему очень сопротивлялся чрезмерному расширению союза, особенно после падения железного занавеса. «История, кажется, доказывает его правоту, относительно институциональных тупиковых ситуаций, создаваемых сегодня странами Центральной Европы», — уточняет Кристиан Лекен и добавляет: «После окончания холодной войны не было другого выбора, кроме как интегрировать страны бывшего советского блока».
Но нужно было, чтобы институты по-прежнему оставались жизнеспособными. Валери Жискар д'Эстен занялся этой проблемой в середине 1990-х годов, прежде чем возглавил Конвент о будущем Европы в 2001 году. Три года спустя был представлен проект европейской конституции. «Это легко читаемый, ясный и довольно красиво написанный текст: я так легко об этом говорю, потому что именно я его написал», — с юмором выступал он перед аудиторией в Высшей Политехнической школе, которую он окончил.
Спустя несколько недель проект был отклонен по итогам референдума. Институциональный пробел только частично будет восполнен Ниццким и Лиссабонским договорами. Однако государственный деятель никогда не откажется от своего убеждения. «Будет Брексит или нет — неважно. Но Европой с 28 странами нельзя управлять без далеко идущих реформ», — предсказывал он перед тем, как Соединенное Королевство объявило о решении выйти из Евросоюза.