Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Мандалорец»: Розарио Доусон выкладывает все об Асоке Тано (Vanity Fair, США)

© Lucasfilm (2019)Кадр из сериала «Мандалорец»
Кадр из сериала «Мандалорец»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Актриса Розарио Доусон и режиссер-сценарист Дэйв Филони обсуждают перевод персонажа из мультипликации в реальность, особенности съемок, имя Малыша Йоды, спорные моменты и влияния реальной жизни.

Фанаты «Звездных войн» наверняка уже видели фотографию со съемочной площадки «Мандалорца», где Джордж Лукас (George Lucas) держит Малыша Йоду, как гордый дедушка. Но в этом слегка размытом снимке есть что-то, чего они не знают. Прямо за кадром стоит еще один любимый всеми любимый персонаж галактический, доселе существовавший только в мультипликации — Асока Тано в исполнении Розарио Доусон (Rosario Dawson).

Слухи ходят по сети уже давно, но в роли обладательницы Силы с бело-голубыми отростками и двумя световыми мечами ее увидели лишь в прошлую пятницу, когда на Disney+ вышел новый эпизод. В главе «Джедаи» не только появилась повзрослевшая героиня «Войн клонов» и «Повстанцев», но и рассказывается о прошлом Малыша Йоды. Кроме того, промелькнули намеки на еще одного любимого фанатами персонажа «Звездных войн», гранд-адмирала Трауна, который, возможно, появится в будущем.

Доусон и Дэйв Филони (Dave Filoni), сценарист и режиссер эпизода, долгие годы разрабатывали образ Асоки вместе с Лукасом — в мультипликации. В эксклюзивном интервью «Ярмарке тщеславия» (Vanity Fair) они раскрыли немало секретов — от имени и предыстории Дитя до того, почему действие начинается на планете, охваченной пожаром. Доусон же рассказала о давнем споре с ее участием, который беспокоит фанатов Асоки.

Мы начнем там, где начинаются все сказки о Звездных войнах:

Давным давно в далекой галактике

Vanity Fair: Почему на роль Асоки выбрали Розарио, с чего все началось? Когда эта мысль пришла вам голову?

Розарио Доусон: На самом деле, идею предложили фанаты в интернете. Мне написали в Твиттере и прислали фанатскую версию, фанкаст. Я ответила: «Круто, я за», — и поставила хэштег «#AhsokaLives». Нашей перепиской заинтересовалась одна женщина, которая годами собирает прессу по «Звездным войнам». Она переслала ее Дэйву Филони. С этого все началось. Я еще подумала: «Боже мой, неужели это правда?». А потом — ничего.

Дэйв Филони: Я тогда поглядел на Росарио и задумался: «Хм… А из нее выйдет отличная Асока». Я тогда особо за ней не следил, слышал только, что она снималась для вселенной Marvel. Но я видел интервью, где она говорит, что хотела бы сыграть эту роль, тут я и заинтересовался.

Некоторые подумают, что когда ей сделали предложение, все уже было на мази.

Филони: Нет-нет, ни в коем случае. Я тогда ломал голову, как мне самому спуститься с Татуина. И когда мы начали работать с Джоном [Фавро], я вспомнил про Асоку. Он спросил: «И кто, по-твоему, ее сыграет?» Я ответил: «Ну, первой в моем списке идет Розарио Доусон», а он такой: «О, а я ее знаю!». Тут пасьянс и сошелся.

Доусон: Люди делают фанкасты с моим участием на самые разные темы — например, в роли «Женщины-Халка» и так далее. Мне кажется, это здорово, я как будто снялась в разных фильмах. И вдруг мне позвонили по FaceTime Джон Фавро и Дэйв. Они как раз делали «Мандалорца», и предложили взглянуть на визуальные эффекты и сюжет второго сезона изнутри. 

Когда это было?

Доусон: Они как раз готовили к выпуску первый сезон и делали наметки на будущее. Предполагалось, что Асокой стану я. Они уже все приготовили, зная что во втором сезоне она будет. Все это время они уже прикидывали в этой роли меня, уму непостижимо.

Каково было впервые увидеть себя в образе инопланетной воительницы?

Доусон: Я невероятно образовалась. Связь барахлила, и я переключилась на голосовой режим. Так что я расхаживала туда-сюда по комнате, чтобы не выдать волнение — волновалась-то я ужасно. Это же настоящие «Звездные войны» — шрифт, дизайн, персонажи — и вот я здесь. Поверить не могу. Я была самая не своя, а они спрашивают: «Ну так как, вы согласны? Если вас это не интересует, мы поймем». А я такая: «Нет-нет, было бы просто здорово. Думаю, мы договоримся». Я строила из себя крутую, а сама аж вспотела от волнения. 

Связь с Энакином

Ты уже была фанатом?

Доусон: Ну, я немного смотрела «Войны клонов», но как только я получила роль, побежала смотреть всё по порядку. И начала улавливать внутренние связи. Вот, например, эта тема, что Асока покинула Орден, и тем подтолкнула Анакина на Темную сторону. Просто невероятно, что персонаж появился уже подростком.

Асока во всей эпопее «Звездные войны» первая женщина-джедай. Вас это как-то трогает?

Доусон: Меня занимало, что в мультсериале была целая вселенная, и сердцем галактики была молодая девушка. У меня к этому персонажу особый интерес и свои счеты. Когда я начала сниматься в 15 лет, это был фильм «Детки», мне заплатили где-то с тысячу долларов. В 16 лет, когда фильм вышел, я решила: стану актрисой. А бабушка сказала: «Ну, раз ты собралась в актрисы, и тебе 16 лет, пора браться за актерское мастерство», — и отправила меня на курсы в Институт театра и кино Ли Страсберга. Тем летом там учился Хайден Кристенсен (Hayden Christensen) — мы с ним одноклассники. 

А с некоторых пор еще и коллеги, да?

Доусон: Спустя много лет мы вместе снимались «Разбитом стекле». Я всегда считала, что это круто — что мой знакомый не просто снимался в «Звездных войнах», но играл самого Энакина Скайуокера. Асока была его падаваном, и когда посыпались фанкасты, мне это очень понравилось. Я к ней очень привязалась — наверное, потому что знакома с актером. А может, это Сила подействовала. 

Филони: Когда я впервые задумался над съемками вживую, я спросил [президента Lucasfilm] Кэтлин Кеннеди (Kathleen Kennedy) насчет кастинга, нет ли у него кого на примете? Она подумала и сказала: «Увидите». И она была права. Когда я встретил Розарио, я сразу понял, что она — настоящая Асока. Да, был твит и она интересовалась ролью; да, она снималась в боевиках и сама горячая поклонница научной фантастики и фэнтези; да, она знала Хайдена Кристенсена, и на фотографиях они вылитые Энакин и Асока. Но когда я встретил ее и мы поговорили, сомнений не осталось.

Кстати о кастинге, расскажите, почему вы выбрали легендарную каскадершу Диану Ли Иносанто (Diana Lee Inosanto) на роль алчного магистрата и Майкла Бина на роль ее наемника?

Филони: Мне нужно был магистрат, который бы бросил вызов Асоке и тут же бы с ней схлестнулся. Диана знает боевые искусства, и у нее большой опыт. Как только она берет в руки копье Бескара, ты понимаешь, что она смертельный противник. Как режиссеру мне приятно иметь дело с опытными людьми на главных ролях, особенно в преддверии финальной битвы. 

А Бин? Он же тоже много дрался — и в космосе, и на Диком Западе.

Филони: Момент для него настал, когда я написал сценарий и ввел туда опытного стрелка, который выступит против Мандо. Опыт Майкла и его понимание вестернов очень пригодились на съемочной площадке. У него была целая философия, как его стрелок будет сражаться с таким, как Мандо. Мы специально внесли эти сцены. Он продумал все до мелочей — вплоть до того, сколько раз он выстрелит из своего оружия. Майкл и Диана знают своих персонажей назубок. Их знания и опыт были очень кстати. Со злодеями получилось хорошо: Мандо и Асока против магистрата и ее охотника. 

Работа над образом Асоки

Расскажите, как менялся образ Асоки от рисунков и мультфильмов к реальной жизни? Что пришлось менять?

Филони: Было потрясающе, мы придумали костюм и проработали все детали. Все продумано до мелочей — отростки, рога, не могу словами передать. Это сложно. Редко бывает так, чтобы мультипликатор переходил к живым съемкам. 

Доусон: Что мне нравится в тогрутах, так это их отметины на лице, у каждой свои. В мультфильме они выглядят как нарисованные, но Филони захотел, чтобы все было по-настоящему.

Филони: Мы провели массу кинопроб. Дело в том, что мандалорские декорации отдают пурпурным. Пришлось поломать голову, как будет смотреться персонаж вроде Асоки, потому что температура ее оранжевого цвета в жизни и в записи не совпадает. Приходилось учитывать даже такие мелочи. 

Доусон: Мы старались, чтобы макияж был теплый и естественный. В мультипликационной версии он другой, более яркий, но там и освещение другое. Но в реальном мире мы захотели другой энергетики. Было забавно наблюдать, как меняется оттенок от отблесков световых мечей на ее лице, при разном освещении и в дыму.

Что вы делали, чтобы грим и головной убор не мешали играть?

Филони: Было непросто. Мы много об этом думали. Я не хотел, чтобы она путалась во всей этой бутафории, но и она справилась так. С гримом мы обошлись тонко. Вот, например, в мультипликации над бровями всегда делались белые отметины, чтобы придать живости. Слишком ярких и насыщенных тонов я не хотел. Опять же, в мультипликации это, может, и работает, но в живых съемках все по-другому, поэтому пришлось поиграть со значениями и посмотреть, что и как.

В этом эпизоде много боев на световых мечах. Приходилось ли как-то подстраиваться с остростками на голове?

Доусон: Все сидело довольно плотно. Протезы подогнали специально под мою форму черепа, и повязка с головными отростками на самом деле защелкивается сзади и сидит крепко. Мы даже выделывали в костюме разные трюки, и ничего.

Через что еще пришлось пройти, чтобы стать Асокой? 

Филони: Я сказал: «Вообще-то, у Асоки глаза голубые, а у тебя нет, но ты об этом не беспокойся. Если не хочешь, мы просто скажем, что в этой версии все будет по-другому». Но Розарио настояла. Она такая: «Нет-нет, я хочу попробовать».

Доусон: «Помню, когда я надела контактные линзы, все встало на свои места: головной убор, отростки, форма, цвета — всё. Наносить макияж и грим, надевать костюм — это было просто невероятно. Но я чувствовала себя как в косплее. Когда же дошло до линз — вот это уже была настоящая Асока. Такое чувство, что я в ней растворилась. 

Встреча с Джорджем Лукасом

Мы много слышали, как на съемках прошлого сезона от Малыша Йоды пришел в восторг Вернер Херцог (Werner Herzog). Розарио, каково это — быть рядом… Думаю, после этой серии мы смело можем называть его Грогу? Или, может, лучше Артист, ранее известный как Малыш Йода?

Доусон: [Смеется] Ну, для меня это стало чем-то вроде кульминации. Я все думала, каково это будет на съемочной площадке? Оказалось, что некоторых из ребят, что работали с Грогу, я знавала раньше по «Людям в черном-2», они там управляли червями. Оказалось, они так делают уже давно: один управляет ушами, а другой — глазами, третий двигает руки. Ты держишь в руках это очаровательное, невероятно милое, крошечное создание, а оно моргает, смотрит на тебя, открывает рот и прядает ушами, и оно такое мягкое, с пушком на голове. [Вздыхает] Просто невероятно. В общем, хорошо понимаю Вернера. Я понимаю, каково это.

Еще на съемочной площадке вы повстречались с Джорджем Лукасом.

Доусон: Я была там в тот день, когда появилась та фотография. Кто-то сфотографировал Джорджа Лукаса с Малышом Йодой на руках. Видите, я все еще зову его Малыш Йода — Грогу! Так вот, я там тоже была. Я стояла в костюме и в гриме, уже в образе Асоки — в двух шагах. И я помню, когда вышла эта фотография, интернет буквально взорвался. Это было потрясающее, удивительное чувство, и мы все как с ума посходили. Для фанатов это незабываемый момент.

Как у вас все прошло с Джорджем?

Доусон: Я очень нервничала, и но быть там с ним и Дэйвом было здорово. Хотя и колоссальный стресс. Но было весело. Они оба смотрели на меня, но не видели, понимаете, о чем я? Они смотрели, как оживает их воображение.

Дух Асоки

Поклонники видели, как Асока росла в «Войнах клонов», они видели, как она осталась одна, видели, как она сражалась волком-одиночкой в «Повстанцах». Что вы можете рассказать о ней теперешней, когда прошло столько времени?

Филони: Она, как бы это сказать — мастер. Сейчас она ни от кого больше не зависит. Я вижу в ней этакого рыцаря-мудреца. Бродячий самурай — вот кто она такая. Я всегда сравнивал ее развитие с Гэндальфом: она — единственная, кто знает мир и может помочь другим. Думаю, сейчас она к этому готова.

Как бы вы описали ее персонаж в динамике?

Филони: Она появилась почти что как падаван: молодая, наивная, дерзкая и напористая. В «Повстанцах» она уже больше смахивает на привычного рыцаря, который пытается разобраться, за что надо бороться. Она еще не знает, кем она хочет стать, что ей по силам, и чем надо руководствоваться в этой жизни. Полагаю, теперь я сделал следующий шаг. На этом этапе она устала от всего пережитого. Она немало повидала.

Эпизод называется «Джедаи», но вся личность Асоки строится на том, что она уходит из Ордена.

Филони: Думаю, фанатам нравится ее сложный внутренний мир. Хотя всем запомнилась фраза «Я не джедай» из «Повстанцев», нельзя отрицать, что научили ее всему как раз джедаи. Так что для большинства зрителей она вполне себе джедай. Я бы сказал, что в каком-то смысле — с ее бескорыстием и как последовательно она отвергает пути к власти — она даже больше джедай, чем некоторые джедаи. 

Доусон: Мне нравится, что она — странница и творит добро. Орден джедаев, считай, исчез — он расколот, и на многих ведется охота. Она многое потеряла. Ее вынудили уйти из Ордена, и ей пришлось искать свой путь. И с самого начала ей приходится быть бдительной, храброй, мудрой и всегда бороться со злом во всем проявлениях. Думаю, это одна из причин, почему ее так любят. По крайней мере, я люблю ее как раз за это. Знаете, она действительно воплотила в себе все лучшее в джедаях.

Эшли Экштейн (Ashley Eckstein) озвучивала персонажа столько лет. Она как-нибудь повлияла на ход съемок?

Доусон: Эшли славно потрудилась. Ее персонаж вошел в наши сердца и умы еще подростком, затем мужал и рос, и Эшли была с ней всю дорогу. Слышать, как меняется ее голос и энергетика, как она становится зрелой — это было так мощно и так красиво. Я штудировала все как сумасшедшая и изо всех сил старалась не отступать от первоисточника. Удивительно глубокая работа, мне было на что ориентироваться. 

Филони: Эшли — умница. Ее персонаж — сперва Асока в роли молодого падавана, а затем и в «Повстанцах» — оставил свой след. Хорошо потрудилась и команда мультипликаторов — благодаря им этого персонажа полюбили поклонники «Звездных войн». Это настоящее волшебство — как хорошо он получился и как слаженно сработала вся команда. Я сочинял ее образ с той поры, как ей исполнилось 14, и до нынешнего момента, а такое редко выдается. Персонажи обычно переходят из рук в руки.

Спорные моменты из реальной жизни

Асока очень много значит для людей, и их волнует ее личность. Розарио, я хочу спросить вас о чем-то, что не касается «Мандалорца» напрямую. Фанатов взволновал иска, который подал против вас в прошлом году один давний друг семьи. Вас и ваших родственников обвинили в предвзятости против транссексуалов, но вы назвали иск ложным и необоснованным. Но что вы скажете тем фанатам «Звездных войн», которые слышали все это и поверили в худшее — что вы трансфоб?

Доусон: Ну, во-первых, я хочу сказать, что понимаю и разделяю их тревогу. Я бы тоже забеспокоилась, услышав такое. Но в последние месяцы и сейчас мы видим, как правда выходит наружу. Почти все обвинения в дискриминации забрали обратно. Но поскольку это произошло с человеком, кого я знала еще подростком, бóльшую часть моей жизни, и кому моя семья в прошлом не раз помогала, меня это очень огорчает. Но я по-прежнему очень ему сочувствую.

Судя по протоколам суда, 18 из 20 исков были отозваны без урегулирования, а его адвокат отказался от дела. Остаются два пункта обвинения в физической расправе, и судья примет решение об их рассмотрении в следующем месяце. Некоторые подумают: «Подумаешь, еще одна суперзвезда и богачка перехитрила систему». Что вы скажете тем людям, которые сомневаются и в этом разбирательстве, и в вашем отношении к транссексуалам? 

Доусон: Все иски о дискриминации были отклонены, потому что это была неправда. Меня воспитывали в духе любви и инклюзивности, и я так и живу. Я всегда поднимаю голос в защиту и поддержку ЛГБТ-сообщества и даю высказаться транссексуалам в художественных и научно-популярных фильмах с с моим участием. Так что тут все говорит само за себя. 

Личные особенности

Любимые роли остаются с актерами надолго. Вы отдаете персонажу всего себя, а потом носите его в себе. Что вы вынесли из роли Асоки?

Доусон: Что это не простое путешествие, что это не магия, понимаете? Чтобы сделать все так, как ты хочешь, требуются труд, усердие, любовь и желание изменить мир. И я считаю, что эти способности есть у всех, и что нельзя сдаваться — никому. Это не значит, что вот ты стал джедаем, и дальше все в ажуре. Тебе время приходится делать выбор.

Дэйв, действие эпизода разворачивается в лесном мире, который превращается в выжженную пустошь. Я думал, мы увидим Асоку посреди пышной растительности, вроде первого спутника Эндора или Дагобы, болотного мира Йоды, но вместо этого вы показали нам пепелище.

Филони: Честно говоря, сказался мой личный опыт. Я жил в Северной Калифорнии, когда там бушевали пожары. Нас с женой эвакуировали три раза за последние четыре года — каждую осень. Так что, наверное, я просто рассказываю эту историю, но сам решаю, что будет дальше. И да: я знал многих пострадавших. Это очень мощная штука. 

Это красиво и пугающе одновременно.

Филони: Я хотел, чтобы людей зацепило. Мне кажется, от эпизода остается зловещее впечатление, но в нем есть и свои волшебные моменты. Где есть жизнь, а где нет — это часть сюжета. Большинство мест мертвы и сожжены дотла, но когда вы видите Асоку, вокруг нее появляется зелень и жизнь. Это такие символические визуальные подсказки, чтобы подкрепить сюжетную линию.

Сверхспособности Асоки — это благословение или проклятие?

Доусон: Это дар, но он требует дисциплины. У каждого из нас есть свой дар, но дисциплины некоторым не хватает. Мне кажется, она напоминает нам, как это — быть стойкой и твердой и стоять на своем не потому, что у нее есть любовь, единомышленники и поддержка, а потому, что она знает, кто она и чего хочет, знает свою цель и идет к ней каждый день, вопреки всем трудностям. 

Не всегда. Вот в этом эпизоде в сцене с Дитя она советует уйти от Силы.

Доусон: Вы видели это с Энакином, а теперь с Асокой. Она это понимает. Вот почему она решает заговорить об этом с Дитя. У него невероятные способности, и вы видите, как он владеет Силой. Он прошел обучение в Храме джедаев. Но, как она говорит, из-за свой привязанности он уязвимым для страха, а значит и для гнева — а это опасно. Может, стоить просто стать менее чувствительным к Силе, понимаете? 

Откровения о Малыше Йоде

Что стоит за Грогу — так зовут нашего маленького зеленого друга?

Филони: Имя уже давно обсуждалось. Джон сказал мне в начале первого сезона, как все будет, и я задумался, как люди узнают его имя. Тут я подумал: сострадательная Асока установит связь с Дитя и сможет общаться с ним без слов, через воспоминания и эмоции. Через эту связь она узнает его имя, а затем расскажет его Мандо и зрителям.

Как и Рей в «Пробуждении силы», мандалорец не знает всей истории «Звездных войн». Он понятия не имеет, кто такой Йода. Вот почему вы обратились за этим к Асоке, чтобы она сказала: «Да, я знаю, что это… Это маленькая Йаддль!».

Филони: Это был бы самый крутой поворот. Так и надо было. [Смеется]. Опять же, я подумал, что Асока — один из немногих персонажей, кто может убедительно сказать: «Так, таких, как он, я уже видела. Правда, всего один раз». Я изо всех сил сдерживался, чтобы она не ляпнула что-нибудь нелепое, типа «Это ребенок Йоды?». Хотя это прямо напрашивается. 

Она называет его имя, но это еще один намек…

Филони: Она видит Дитя и произносит имя «Йода» впервые в сериале. Композитор Людвиг Йоранссон (Ludwig Göransson) мастерски сделал так, что на мгновение начинает играть тема Йоды Джона Уильямса (John Williams). Обожаю такие пересечения. Именно поэтому я настоял, чтобы музыка из «Звездных войн» звучала лишь в эпизодах — только под конкретных персонажей. Это их музыка. У нас была пара таких моментов. 

Это ведь дух персонажа, когда играет его музыка, да?

Филони: Да, такое ощущение. Еще это дань уважения великолепному кукловоду Фрэнку Озу (Frank Oz) и великолепной проработке персонажей. Имя Малыша Йоды не могло не появиться, учитывая важность самого Йоды, так что, как по мне, это хороший намек на историю. Спасибо всем, кто сделал это возможным.

Почему вы решили раскрыть предысторию и происхождение Дитя именно сейчас?

Филони: Мне казалось, что если кто-то и знает и понимает историю Дитя, так это Асока. У нее же тоже долгая история. Когда она рассказывает про него, зритель лучше понимает ее саму. Это похоже на эпизод, когда Оби-Ван рассказывает Люку о его отце. Через Энакина вы узнаете историю самого Оби-Вана. Сцена у костра, как я ее называю — это аллюзия к сцене между Оби-Ваном и Люком в «Новой надежде».

Асока боится худшего, именно так мы понимаем ее намек мандалорцу на превращение Энакина в Дарта Вейдера.

Доусон: Она знает, что может случиться, если вы хотя бы немного зайдете Темную сторону. Мне нравится, что она упоминает Энакина. Она знает, что может случиться даже с «лучшими из нас», когда берут верх страх и гнев, и она очень бдительна. Думаю, она одинокий персонаж. Но Сила заставит ее творить добро и дальше.

Филони: Она хочет творить добро и помогать людям, но не как джедаи, которые кончили тем, что погрязли в политике Республики, а одна — единолично. Кроме того, у нее есть задача поважнее — с ней всегда веселей. 

Как мы узнаём, эта задача — выследить злодейского гранд-адмирала Трауна. В последний раз фанаты видели Асоку в финале «Войн клонов» этой весной, но в истинной хронологии «Звездных войн» она появлялась в последний раз в финале «Повстанцев», когда они с Сабиной Рен отправились на поиски Эзры Бриджера, который исчез вместе с Трауном. Как эта сцена сочетается с тем, где она оказалась в «Мандалорце»?

Филони: Да, это интересно… Это не обязательно хронологически. Люди хотят, чтобы события развивались линейно, но, как я выучил еще в детстве, в «Звездных войнах» ничего линейного не бывает. Выходят эпизоды Четыре, Пять и Шесть, а затем Один, Два и Три. В этом ключе, когда смотришь эпилог «Повстанцев», действительно не понимаешь, сколько прошло времени. Так что вполне возможно, что история «Мандалорца» ему предшествует. Возможно. Ничего исключать нельзя.