11 июня 2016 года фанаты устроили потасовку в Марселе. Эндрю Бэйч был жестоко избит и стал инвалидом. С понедельника дело о нападении рассматривается судом присяжных Буш-дю-Рон.
Драки в заваленном пивными банками порту Марселя, неспособная справиться с разгулом хулиганов полиция, матч высокой степени риска — суду присяжных Буш-дю-Рон предстоит вновь пережить вспышку насилия, которая произошла перед встречей Англия-Россия на Чемпионате Европы по футболу 2016 года.
В центре начинающегося 7 декабря в Экс-ан-Прованс процесса оказались три человека — двое россиян и британец — и их разрушенные жизни. На скамье подсудимых два тридцатилетних москвича, которые находились в тюрьме Бометт с февраля 2018 года: их обвиняют в преднамеренном нанесении тяжелых телесных повреждений, которые привели к инвалидности. Истцом выступает Гарри Бэйч (Harry Bache): он представляет своего отца Эндрю, британского шофера, который не может самостоятельно делать даже самые элементарные вещи после побоев в Марселе.
11 июня 2016 года подвыпившие российские и английские болельщики топтали и жгли флаги противника, а затем устроили драку. Стулья и зонтики с террас превратились в оружие, которым пытались попасть противнику в лицо, в воздух взмыли пивные бутылки. Присяжным покажут запись, на которой видно, как Эндрю Бэйч оказался между двумя агрессивно настроенными группами. Пять российских болельщиков набросились на 51-летнего британца и принялись избивать его, пока он не упал без сознания с пробитой головой. Под защитой коллег, которые выставили стену щитов под дождем метательных снарядов, французский полицейский сделал ему массаж сердца. Через три минуты пульс восстановился.
Слежка в соцсетях
Прокурор Марселя сразу же предпринял шаги по поиску нападавших. Через несколько дней 43 ехавших на автобусе россиянина были помещены под стражу в Ницце. В Тулузе следователи проверили 104 пассажиров, которые садились на рейс до Москвы. Никто из этих людей не был похож на тех, кто был запечатлен на видео.
Совместная группа французских полицейских и их коллег из Скотленд-Ярда начала слежку за хулиганами в соцсетях. Анализ выложенных болельщиками снимков позволил найти двух нападавших. Павел Косов был установлен как мужчина в белой футболке и черных шортах, который нанес Эндрю Бэйчу сильнейший удар в голову. После него пытавшийся бежать англичанин рухнул на землю. Михаил Ивкин же оказался человеком в синих шортах и серой толстовке с капюшоном, который схватил стул и с размаха ударил им Эндрю на уровне левого плеча и головы.
Оба они были задержаны по международному ордеру: первый — в Кельне 20 февраля 2018 года, второй — в Мюнхене не следующий день. Их обоих затем перевели в Марсель. Павел Косов и Михаил Ивкин направлялись в Бильбао на матч московского «Спартака».
«Да, я нанес удар, но не такой, какой мог бы повлечь за собой состояние, в котором находится Эндрю Бэйч», — заявил следователям Павел Косов. Что касается удара в почки по лежавшему на земле англичанину, он назвал его «рефлекторным». Михаил Ивкин в свою очередь уверяет, что не «метил» стулом в Бэйча. Оба они говорят, что не знакомы друг с другом и даже и разу не пересекались на трибунах «Спартака». Они — давние фанаты клуба и ездят за ним повсюду по России и за границу. При этом хулиганами они себя не считают.
«Добропорядочный гражданин»
В обвинительном заключении следователя отмечается, что «в рамках одной сцены насилия любой человек, который принял активное и личное участие в этих действиях, несет ответственность за все травмы пострадавшего в связи с невозможностью выделить степень причастности по характеру, числу и тяжести насильственных действий». Это становится своеобразным ответом на защиту Михаила Ивкина, который утверждает: «Я не хотел навредить этому человеку. Для меня это настоящий кошмар, я оказался нам непреднамеренно». Павел Косов в свою очередь представляет себя «добропорядочным гражданином»: «Я ни разу не попадал в полицию и под суд, не участвовал в драках».
Гарри Бэйч же расскажет историю человека, который обожал играть в хоккей и никогда не был хулиганом, а просто болел за местную футбольную команду The Football Association Gary Bishop. Гарри жил в Австралии, но вернулся в Великобританию, чтобы заботиться об отце. По словам следователя, которая ездила в Портсмут к Эндрю, тот очень сильно сдал и с сожалением говорит о том, как отношения отца и сына были вывернуты наизнанку.