Министры иностранных дел России, США и Франции и их заместители, являющиеся сопредседателями Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), недавно выступили с совместным заявлением, в котором призвали иностранных наемников немедленно покинуть Нагорный Карабах. Три страны призывают Армению и Азербайджан использовать нынешнее прекращение огня для переговоров о долгосрочном и устойчивом мирном соглашении под руководством сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также обращаются к международному сообществу, включающему имеющие к ситуации отношение органы ООН и Международный комитет Красного Креста, с просьбой принять конкретные меры по улучшению гуманитарной ситуации в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему районах посредством общего скоординированного подхода. Начался новый рассвет мира в Нагорном Карабахе.
С 27 сентября 45 дней страны Закавказья — Армения и Азербайджан — находились в состоянии крупномасштабного интенсивного вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. 9 ноября президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев выступили с совместным коммюнике, в котором объявили, что с 10 ноября вступает в силу режим полного прекращения огня в регионе; Армения и Азербайджан сохранят свои занятые в ходе боев позициях; российские миротворцы будут передислоцированы в зону конфликта. В отличие от предыдущих договоров между двумя сторонами от 10, 17 и 26 октября, когда «огонь прекращался и тут же возобновлялся», это соглашение о перемирии было иным, после него столкновение в Нагорном Карабахе был неожиданно полностью прекращено.
Наблюдатели здесь отметили, что мнения насчет того, кто «победил или проиграл в Карабахском конфликте» разделились. С точки зрения конфликтующих сторон, Азербайджан «заберет» у Армении большую часть территорий Нагорного Карабаха, утраченных в 1994 году. Помимо сражающихся стран еще есть Турция, которая, хотя и в определенной степени вышла победителем из-за своей явной поддержки Азербайджана, она тем не менее «сохранила сожаление» по поводу того, что не смогла войти в регион; а два сопредседателя Минской группы ОБСЕ — Франция и США — вообще мало способствовали разрешению конфликта. Россия, напротив, не только «решительно» продвигала режим прекращения огня, но и стала единственной страной, которую Азербайджан, Армения и непризнанная «Нагорно-Карабахская Республика» допустили в регион в качестве «миротворца», таким образом она получила рычаги воздействия на геополитику Закавказского региона.
В Закавказском регионе Армения является членом возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности СНГ (ОДКБ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ (ОС ПВО) и считается «союзником» России. В начале войны в Нагорном Карабахе премьер-министр Армении Пашинян неоднократно по собственной инициативе звонил Путину, надеясь получить военную и политическую помощь. Однако в течение 45 дней Карабахского конфликта Россия де-факто сохраняла «нейтралитет». Она публично заявила, что только в случае нападения на саму Армению российская армия сможет выполнить свои обязательства по обеспечению безопасности перед страной-членом ОДКБ, а для ввода войск в Нагорный Карабах требуется совместное «приглашение» Армении и Азербайджана. Если взглянуть на ситуацию частным образом, поддержание «нейтралитета» максимизировало выгоду России в Закавказье: во-первых, правительство Армении с Пашиняном после своего прихода к власти проводило политику «пренебрежения Россией и проамериканской направленности», что давно уже вызывало ее недовольство. Во-вторых, в последние годы военные и экономические связи между Азербайджаном и Россией становились все более тесными, помощь Армении и удар по Азербайджану не соответствовали интересам России. В-третьих, если военная мощь России была бы вовлечена в Карабахский конфликт, она не только стала бы противостоять Турции, но также могла спровоцировать обвинения со стороны США и западного общественного мнения, что еще больше ухудшило бы международное и региональное положение России.
Будучи крупной евразийской и даже мировой державой, Россия не могла вечно «хранить молчание» и допускать новые гуманитарные катастрофы в Закавказье. 8 ноября азербайджанская армия оккупировала Шушу, стратегически важный город в регионе, который находится всего в 15 километрах от Степанакерта, столицы Нагорно-Карабахской Республики, что вызвало бурю негодования в российском обществе. Когда 9 ноября российский вертолет Ми-24 был по ошибке сбит азербайджанскими военными над Арменией вблизи границ с Азербайджаном, в результате чего погибло два члена экипажа, а один был ранен, это немедленно привело к немедленной публикации трехстороннего заявления в тот же день.
«Сильное» вмешательство в Карабахский конфликт не только способствовало укреплению авторитета России в Армении и Азербайджане, регионах Евразии и даже в мире, но и приобрело реальное геостратегическое значение. Посредничество России в региональном конфликте получило единодушное одобрение лидеров Армении и Азербаджана и имеет правовую основу и высокие моральные принципы. Это не только положило конец крупномасштабному кровавому конфликту, в результате которого погибло более 5 тысяч человек и было ранено около 10 тысяч человек, но и создало условия для восстановления нормальных армяно-азербайджанских отношений и окончательного решения проблемы Нагорного Карабаха. Как сказал Путин, для России, которая на протяжении сотен лет поддерживает тесные связи с Арменией и Азербайджаном, «урегулирование конфликта в регионе имеет особое значение, особый смысл и особую роль».
Россия начала проводить спасательные операции в регионе, что олицетворяет высокий дух гуманизма. 20 ноября официально сдан в эксплуатацию Межведомственный центр гуманитарного реагирования Минобороны России, который будет осуществлять возложенные на него задачи по восстановлению мирной жизни в Нагорном Карабахе: помощь беженцам в возвращении в свои родные города, восстановление базовой инфраструктуры для граждан, раздача средств гуманитарной помощи, содействие соответствующим департаментам в Армении и Азербайджане в сотрудничестве с международными гуманитарными организациями и выполнение других задач по оказанию гуманитарной помощи. На настоящее время Министерство иностранных дел России тесно сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Мировой продовольственной программой, Управлением по координации гуманитарных вопросов, ЮНЕСКО и другими организациями, чтобы активно помогать бежавшим от войны армянам и азербайджанцам вернуться домой и избежать новой волны беженцев из Нагорного Карабаха.
Согласно трехстороннему заявлению России, Армении и Азербайджана, российские миротворческие силы будут находиться в Нагорном Карабахе в течение пяти лет. Если не будет возражений двух стран, по истечении договора этот срок будет автоматически продлен. По состоянию на 20 ноября российская военная авиация совершила 250 боевых вылетов, перевезла 1960 солдат и 552 единицы техники, а также установила 23 наблюдательных пункта в регионе для наблюдения за соблюдением режима прекращения огня. Отсюда также следует, что впервые за последние 29 лет, прошедшие с распада Советского Союза, российская армия будет снова размещена в Нагорном Карабахе. Рассматривая это как поворотный момент, Россия не только ухватилась за ключ к решению карабахской проблемы, но и воспользовалась удобной возможностью, чтобы снова войти в Закавказье, имеющее важное геостратегическое значение.
В Закавказье Россия и Турция, которая является еще одним геостратегическим игроком, то борются друг с другом, то идут на компромиссы. С одной стороны, Россия решительно отвергает участие Турции в «миротворческих операциях» в Нагорном Карабахе и настаивает на размещении в регионе только российских миротворцев; с другой, — в целях обеспечения региональной стабильности она согласна совместно с Турцией создать центр мониторинга и как можно скорее ввести его в эксплуатацию. За последние два месяца Россия уведомила только Соединенные Штаты и Францию о миротворцах, и последняя была отодвинута на задний план в процессе урегулирования карабахского кризиса. Необходимо иметь в виду, что Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), предшественник ОБСЕ, в 1992 году создало Минскую группу из 12 стран именно по инициативе России, поставив Россию, США и Францию в качестве сопредседателей.
Аналитики отмечают, что трехстороннее соглашение о прекращении огня, достигнутое Россией, Арменией и Азербайджаном, останавливает кровопролитный Карабахский конфликт, предусматривает вывод войск Армении из региона и возвращение беженцев, но при этом не уточняет окончательный статус спорных территорий. Детонатор закавказской «пороховой бочки» все еще не уничтожен. Во-первых, Россия не признает полноценную военную победу Азербайджана, и последний не получил фактического контроля над Нагорным Карабахом. Есть также сомнения относительно того, как долго будет сохраняться взаимное доверие между Россией и Азербайджаном. Во-вторых, политическая ситуация в Армении нестабильна, и неизвестно, в какой степени она осуществит вывод своих войск, передачу территорий и сдержит ли свое обещание в будущем. В-третьих, региональное влияние Турции растет, и ее проникновение в бывшие советские республики ускоряется. Пока неизвестно, будет ли она соблюдать нынешний механизм урегулирования и контроля над соблюдением соглашения о прекращении огня и как она повлияет на миротворческие операции России.