Росчерк пера стратегического значения: президент Владимир Путин подписал соглашение с Суданом, позволяющее России построить на Красном море военно-морскую базу. Это будет ее вторая база в ближневосточном регионе наряду с базой в сирийском городе Тартус.
Соглашение будет действовать 25 лет с автоматическим продлением на последующие десять лет, если его не расторгнут. Официально речь идет о строительстве логистического центра для поддержания «мира и стабильности в регионе». На практике там будут размещены четыре корабля, в том числе атомные, а также до 300 военных и гражданских. Через суданские порты и аэропорты Россия сможет доставлять на базу необходимое вооружение, боеприпасы и снаряжение. Таким образом она усилит свое политическое влияние в Африке.
Бывший начальник Главного штаба ВМФ России Виктор Кравченко заявил, что благодаря соглашению расширятся российское присутствие в Африке и оперативные возможности флота. Адмирал упомянул прежде всего борьбу с пиратством в регионе. Но политические и экономические причины, вероятно, более весомы, к тому же проблема пиратства в последнее время и без того сходит на нет.
После распада СССР Россия активно пытается вернуть себе прежнее большое влияние в Африке. Несколько недель назад Москва открыла представительство в ЦАР, чтобы при помощи вооружений помогать стране в борьбе с военными группировками. В странах Африки для России часто важен доступ к энергетическим ресурсам, как, например, в Гвинее, где расположены крупные месторождения бокситов.
Еще на саммите в Сочи в 2019 году Путин призывал свыше 40 африканских глав государств к более тесному сотрудничеству. Но не только Москва стремится расширить влияние в Африке. На континенте активно присутствуют США и Китай. Пекин делает ставку на кредиты и финансирование в развитие. Кроме того, региональное господство на Красном море много лет продвигают находящиеся по соседству арабские страны Персидского залива: с позиции Аравийского полуострова Сомали — ворота к африканскому континенту.
Из-за торговых маршрутов эти государства обладают стратегическим значением. На побережье Красного моря и в Аденском заливе расположено много важных портов, например, Порт-Судан. Россия, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, — крупнейший поставщик вооружений в страны Африки, то есть у нее есть явные стратегические интересы в соглашении с Суданом.
Эта идея продвигалась еще во времена бывшего суданского президента Омара аль-Башира, который в 2017 году в ходе визита в Россию говорил о российской базе. Но в 2019 году, после многомесячных продемократических протестов он был свергнут. За 30 лет диктатуры страна фактически оказалась изолирована. Нацеленное на реформы переходное правительство во главе с премьером Абдуллой Хамдоком пытается вернуть Судан в международное сообщество.
Заявление Кремля о создании военно-морской базы в Судане прозвучало всего через несколько недель после того, как США объявили о намерении исключить Судан из списка государств — спонсоров терроризма. Это открывает США путь к улучшению двусторонних отношений. Незадолго до этого администрация Трампа выступала в роли посредника между Израилем и Суданом. Судан стал третьей арабской страной, официально объявившей о запуске двусторонних отношений с Израилем.
Россияне снова внесли в повестку вопрос о военной базе в Судане в ноябре, сообщил аль-Саварми Халид Саад, бывший представитель суданской армии, изданию African Arguments. Не исключено, что свою роль в этом сыграло сближение Судана с США.