Начало вакцинации — хорошая новость для любой страны, пострадавшей от коронавируса. Однако по-прежнему вызывает беспокойство вопрос, какая страна будет контролировать глобальный рынок вакцин от covid-2019. Это происходит из-за того, что страна, которая реально победит вирус с помощью вакцины, может стать законодателем правил в международном посткоронавирусном сообществе.
Особые опасения вызывает Китай. Инактивированная вакцина, разработанная компанией Sinovac Biotech, входящей в группу китайской корпорации Sinofarm, обычно транспортируется при температуре от 2 до 8 градусов, в отличие от продуктов, производимых американской Pfizer, которые требуют строгого соблюдения температуры транспортировки на уровне минус 70 градусов и ниже. Такие характеристики китайских вакцин делают их доступными для использования даже в развивающихся странах. Более того, планируя произвести 600 миллионов доз вакцин к концу года, Китай, вероятно, захватит «вакцинные» рынки развивающихся стран по всему миру.
Так действительно ли мир уже зависит от китайских вакцин?
До конца года на мировой рынок Китаем будет поставлено 600 миллионов доз вакцины против covid-2019
Ван И, министр иностранных дел Китая, который участвовал от имени Председателя КНР Си Цзиньпина в специальном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 декабря, заявил: «Китай будет активно предоставлять развивающимся странам новую противовирусную вакцину, в соответствии со своей мировой ролью великой державы». Официальные лица КНР сообщили 4 декабря, что к концу года Китай поставит на рынок 600 миллионов доз новых противоковидных вакцин. Таким образом, Китай открыто возвестил миру о развертывании своей наступательной «вакцинной дипломатии».
Вице-премьер КНР Сунь Чуньлань на совещании 2 декабря, посвященном вопросам активизации китайских исследований в области противовирусных вакцин, сказал что в нынешнем (2020) году в вакцинации будут участвовать сотрудники аэропортов и морских портов, а также другие лица из «группы риска», находящиеся «на переднем фланге борьбы с коронавирусом». Вакцинация уже началась в армии и среди медиков.
«Поскольку основные характеристики китайских инактивированных вакцин близки к структуре природного вируса, после инъекций ими обеспечивается достаточно высокая эффективность иммунного ответа человеческого организма и безопасность», — сказал Ван Цзюньчжи, профессор Китайского технологического института. Вакцины Physer и Moderna требуют строгого хранения при очень низких температурах, порядка минус 70 градусов и минус 20 градусов соответственно. Однако китайские инактивированные вакцины можно перевозить при температуре от 2 до 8 градусов, что не является проблемой для регулярных авиарейсов
Согласно сообщениям сайта журнала Newsweek от 4 декабря, Турция планирует начать вакцинацию вакцинами китайского производства со второй половины декабря. Некоторые страны Южной Америки начнут прививать население китайскими вакцинами в течение нескольких последующих месяцев. Кроме того, Марокко готовится к концу года ввести вакцину китайского производства для прививок 80% взрослого населения страны.
9 декабря Объединенные Арабские Эмираты официально объявили, что начнут использование вакцины Sinovac Biotech. ОАЭ провели третью фазу клинических испытаний этой вакцины, в ходе которой подтвердилась ее эффективность на уровне 86%. Безопасность вакцины Sinovac Biotech гарантирована выявленным отсутствием в ходе испытаний каких-либо побочных эффектов. Многие госслужащие в ОАЭ уже привиты этой вакциной. Тем не менее, в отношении китайских вакцин все же остаются сомнения в их эффективности
Широко известно, что сами китайцы испытывают глубокое недоверие к вакцинам отечественного производства. Например, по данным посольства Китая в Уганде, у 47 китайских сотрудников, работающих на строительных проектах, осуществляемых местной индийской компанией, был обнаружен covid-2019. У некоторых из них наблюдались такие симптомы, как жар, кашель, недомогание и диарея. По данным тайваньской газеты «Цзыю шибао», эти 47 человек уже были привиты от коронавируса вакцинами китайского производства. Если так, то таким образом китайские вакцины лишний раз демонстрируют свою неэффективность.
Согласно официальным китайским данным, вакцина от Sinovac Biotech уже с июня нынешнего года используется в приоритетном порядке для вакцинации китайских рабочих, уезжающих на работу за границу. Было объявлено, что за этот период было вакцинировано около 56 000 рабочих, работающих в организациях центрального подчинения. Работникам угандийского проекта, конечно, тоже должны были быть сделаны соответствующие прививки. Однако китайская сторона этого официально не подтверждает.
Кроме того, испытания вакцины Sinovac Biotech, проведенные в Бразилии в октябре нынешнего года, были временно приостановлены, поскольку они вызвали у испытуемых серьезную неблагоприятную реакцию, а один из них даже умер. Китайская сторона утверждает, что эта неблагоприятная реакция не связана с безопасностью вакцины, и что приостановка испытаний в Бразилии, вероятно, является политическим решением бразильских властей.
Согласно результатам клинических испытаний, опубликованных в медицинском журнале Lancet, вакцина Sinovac Biotech обеспечивает выработку организмом человека антител против коронавируса в течение 28 дней после первой прививки, но уровень антител является таким низким, что отмечались неоднократные случаи повторного заражения после первой вакцинации.
Скандал с китайским производителем вакцин компанией Kang Tai Bio
Негативный имидж китайских вакцин частично связан с традиционной непрозрачностью китайской фармацевтической промышленности. Например, это скандал вокруг Ду Вэйминя, председателя правления крупного китайского производителя вакцин компании Kang Tai Bio Co., Ltd. 7 декабря газета New York Times снова опубликовала специальный материал с компроматом на него. Kang Tai Bio Co., Ltd. разрабатывает свою собственную новую вакцину против коронавируса, и в то же время взяла на себя обязательства по производству в Китае 200 миллионов доз противовирусной вакцины Astra Zeneca, созданной в Великобритании одноименной британско-шведской фармацевтической компанией.
Компания Kang Tai Bio Co., Ltd. и сам Ду Вэйминь уже давно находятся в центре различных скандалов, связанных с производством вакцин. В 2013 году скандал разгорелся вокруг препарата от гепатита В, когда после инъекций им умерло 17 младенцев.
Хотя в то время установить прямую причинно-следственную связь между лекарством и смертью младенцев не удалось, но считается, что это произошло только из-за того, что власти оказали давление на родителей и других людей, выступавших с исками и претензиями, и применили методы контроля общественного мнения, чтобы «загасить» это инцидент. С тех пор в китайском обществе накапливается глубокое недоверие к компании Kang Tai Bio и к самому Ду Вэйминю.
Другой инцидент с угрозой для здоровья людей, связанный с Ду Вэйминем, имел место еще в 2010 году. Тогда надзорный орган обнаружил, что произведенные компанией 180 000 доз вакцины от бешенства оказались неэффективными. Чтобы избежать скандала, Ду Вэйминь заявил, что передал акции Kang Tai Biological другой фармацевтической компании.
В том же году десятки учеников начальной школы в провинции Гуандун, получившие вакцину против гепатита В, изготовленную Кан Тай, жаловались на рвоту и головные боли. Власти объяснили это «массовой психогенной реакцией» и не связали это с качеством вакцины. Однако три года спустя произошла упомянутая массовая смерть младенцев, также вакцинированных препаратом против гепатита В, и качество вакцин Kang Tai Bio Co., Ltd. уже вызвало сомнения у широкой публики. Однако ни власти, ни официальная пресса проблему с вакциной не признали, а родители, независимые журналисты и ученые, которые продолжали расследования вокруг вакцины, были арестованы по обвинению в «провокациях» и «беспорядках». Их заставили замолчать, обвинив в распространении лживой информации и клевете.
В 2016 году Ду Вэйминь дал очередную взятку чиновникам из контрольных органов, чтобы быстрее получить разрешение на одну из вакцин, и эти бюрократы были осуждены за взяточничество. Однако самому Ду Вэйминю никаких обвинений предъявлено не было. New York Times не упоминает истинную причину этого, но считается, что Ду Вэйминь — человек с особым прошлым. Он родился в семье бедного крестьянина в провинции Цзянси, и после того, как с трудом закончил профессионально-техническом училище, умудрился стать местным санитарным чиновником и попасть в «волну реформ и открытости» в китайской фармацевтической индустрии.
Несмотря на весь этот скандал, Kang Tai Bio Co., Ltd. была названа д-ром Рей Йипом (Ray Yip), бывшим главой Фонда Билла Гейтса в КНР, «одной из самых передовых компаний по производству вакцин в Китае». Как уже было написано выше, Kang Tai Bio Co., Ltd. разработала собственную инактивированную вакцину и начала ее клинические испытания в сентябре. В то же время она также будет производить британские вакцины AstraZeneca. Власти города города Шэньчжэнь предоставили компании в аренду 20 000 квадратных метров земли для строительства нового завода по производству новой противовирусной вакцины.
Противодействовать «вакцинному внешнеполитическому наступлению» Китая
Таким образом, складывающуюся ситуацию можно охарактеризовать как «сплавление» проправительственного китайского фармацевтического бизнеса с центральной и местной властями. Если вакцина китайского производства используется только в Китае, это внутреннее дело самого Китая, но новые китайские вакцины от covid-2019 предполагаются к использованию во всем мире. Более того, структура международного пост-коронного сообщества будет зависеть от того, вакцина какой страны в конечном счете контролирует мировой рынок.
Влиятельная немецкая газета Süddeutsche Zeitung опубликовала следующий комментарий под заголовком «Китайская мировая „вакцинная дипломатия"».
«Китай ранее уже применял „дипломатию медицинских масок" для разных стран и пытался сдержать мировую дискуссию о происхождении вируса (который, как считают, является китайским). В настоящее время он развивает „дипломатию вакцин", и ее цель — не просто одержать символическую победу. Нет. В ближайшие месяцы станет ясно, чего Китай хочет добиться в будущем. Страны Южной Америки и Карибского бассейна уже заняли у Пекина миллиарды долларов. Они решили купить китайские вакцины. Мексика также заплатила за 3500 вакцин, а министр здравоохранения Бразилии уже выступает в качестве адвоката китайских вакцин перед другими странами. Многие азиатские страны тоже подключились к этой эйфории. По крайней мере 16 стран участвуют в китайской программе клинических испытаний китайской вакцины, заявляя, что хотят покупать ее. Стратегическое наступление китайских вакцин против коронавируса, по мнению китайских лидеров, является повторением „Великого шелкового пути", но только в области здравоохранения».
Другими словами, Китай стремится к медицинской версии концепции «Шелкового пути» и инициативы «Одного пояса — одного пути» в области противовирусной вакцины. Приоритет будет отдан странам, послушным Китаю, и Китай установит здесь свои правила игры. Süddeutsche Zeitung утверждает, что по имеющимся прогнозам, все страны, применяющие китайские вакцины, станут подчиняться Китаю, так же как подчинилась Китаю Всемирная организация здравоохранения.
Если демократические страны не смогут разработать разумно дешевые вакцины, с которыми можно будет выйти на рынки развивающихся стран, чтобы противостоять такой китайскому «вакцинному наступлению», то большая часть мира в конечном итоге окажется в абсолютной зависимости от китайских вакцин. И это откроет Китаю путь к установлению на нашей планете нового мирового порядка.
В такой ситуации нельзя просто радоваться расширению практического применения вакцин в мире. Япония, возможно, захочет получить вакцину для проведения Олимпийских игр в Токио в следующем году, и очень желательно, чтобы наша страна всеми силами избежала приобретения китайских вакцин.
Вместо этого Япония должна найти в себе силы для того, чтобы преуспеть в разработке собственной вакцины, даже если это будет сделано с опозданием. Необходимо осознавать, что от этого зависит не только здоровье и безопасность нашего народа, но и формирование посткоронавирусного мирового порядка.